Катерина Останина
Пособие по развитию речи «Паровозик»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие по развитию речи «Паровозик»
Автор: Останина Екатерина Анатольевна
Цель: развитие речевой активности детей.
Публикация «Пособие по развитию речи „Паровозик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2018
Это дидактическое пособие способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений, позволит не только активизировать речь, но и будет способствовать развитию внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук. Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлечет детей к игре, но и реализует развитие эстетического восприятия предметов окружающего мира.
Использование пособия «Паровозик» возможно индивидуально и малыми подгруппами и позволяет решать следующие задачи:
1. Развитие звуковой культуры речи у детей.
2. Развитие связной речи детей.
3. Развитие умения в употреблении порядковых числительных, пространственных представлений «слева», «справа», «вверху», «внизу», предлога «между».
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие высоты и тембра голоса, интонационной выразительности речи.
Дифференцированный подход в реализации дидактических задач пособия позволит качественно отследить динамику развития речи у детей.
Дидактическое пособие «Паровозик» представляет собой вырезанный из фетра паровоз и один вагон с тремя кармашками в виде окошек для расположения предметных картинок, а также один кармашек на самом паровозе. Дизайнерское оформление, поддержка цветов делает пособие гармоничным и привлекательным. Паровоз прикреплен к картону для вертикального использования пособия, что позволит демонстрировать не только в горизонтальном положении индивидуально, но и в вертикальном для работы с подгруппой детей. Для устойчивости пособия в вертикальном положении можно использовать фланелеграф.
Пособие включает в себя:
1. Паровоз и вагон с кармашками-окнами
2. Предметные картинки: изображения сказочных животных и мультипликационных героев; овощей, фруктов, животных и их детенышей и т. п.
3. Картотека игр
Пособие может использоваться:
• В совместной деятельности детей
• В ходе режимных моментов
• Индивидуально и подгруппами
Для изготовления пособия необходимо:
- фетр трех цветов
- ножницы, клей, ручка
- картон
- плотная прозрачная клеенка, либо листы для ламинатора
- изображения фруктов, овощей, сказочных героев и т. п.
Пошаговый процесс изготовления пособия:
Для начала Вам необходимо определиться с размерами пособия (они могут варьировать исходя из ваших ресурсов). Затем вырезаем вагон прямоугольной формы из фетра, и рисуем на нем три окна. Вырезаем вертикальные стороны окон и полоску прозрачной клеенки, где ширина – это высота окон, а длина – это длина целого вагончика. И в получившиеся разрезы вдеваем клеенку, чтобы получились кармашки на лицевой стороне вагона. С обратной стороны приклеиваем клеенку к фетру.
На другом куске фетра рисуем паровоз и вырезаем его. Рисуем одно окно. Аналогично оформляем окно паровоза.
Их другого цвета фетра вырезаем четыре круга (колеса) и приклеиваем два на вагон, два на паровоз.
Полученные фигуры кладем на картон, обводим и вырезаем. Приклеиваем паровоз и вагончик к картону.
В соответствии с размерами окон вырезаем предметные картинки и приклеиваем на картон, либо ламинируем. Для эффективной работы создаем картотеку игр и заданий.
Данное пособие можно применять как для индивидуальной работы с детьми, так и с небольшой подгруппой детей. Чем замечательно пособие, тем что может использоваться при изучении практически любой темы.
Несколько вариантов игр:
1. «Вспомни сказку»
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Педагог показывает предметные картинки героев сказки (поросят в кармашки вагончика, волка – в кармашек паровоза)
- Угадай, из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью педагога рассказывает сказку).
- Из чего построил домик Нуф-Нуф? Ниф-Ниф? Наф-Наф? Чей домик оказался самым крепким? Почему волк не смог сдуть его домик?
2. «Угадай, чей голосок?»
Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
Педагог изображает персонажей сказки «Теремок»: мышку, лягушку, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.
3. «Веселая поездка»
Цель: Закрепить порядковые числительные
Животные отправляются в поездку на паровозике. Дети рассаживают животных на правильное место по подсказкам педагога.
Мышка сидит вторая. Лягушка – третья. Заяц – первый. Лиса – четвертая.
4. «Где овощи?»
Цель: Закрепление пространственных представлений «справа», «слева», «посередине»
Педагог выкладывает карточку с изображением моркови во второе окошко вагончика. Дети выкладывают остальные карточки в соответствии с заданием.
Свекла находится слева от моркови, капуста – справа.
Какой овощ находится посередине? Какой слева? Какой справа?
5. «Найди малыша?
Цель: закрепить названия детенышей животных
В окошко паровоза педагог выкладывает лису, а в окошки вагончика – детенышей волка, медведя и лисы. Ребенок находит детеныша лисы и правильно называет всех детенышей.