Светлана Белокопытская
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ «Кольца Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
"Кольца Луллия»
В XII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется практически во всех видах образовательных областях: социально-коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной, речевой.
Целью использования данного пособия является : развитие познавательных интересов детей.
Публикация «Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ „Кольца Луллия“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Кольца Луллия прочно заняли свое место в педагогике и в наше время. Они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Такой методический прием, как кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения, логического мышления, произвольного внимания и совершенствования грамматической стороны речи.
Кольца Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги. На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные сюжетные, слова, цифры или фигуры. Круг и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить казалось бы не совместимые объекты. Для работы с детьми 3-4 года целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми 5-6 лет используют два - три круга (4-6 секторов на каждом). Дети 6-7-летнего возраста вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.
Кольца Луллия - это средство многофункционального характера, для воспитания и развития детей по всем разделам программы.
С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно предполагает самостоятельный выбор ребенком темы учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Эта способность является ключом к становлению творческого мышления и развитию интеллекта.
Этот занимательный метод обучения я решила использовать в своей работе. Пособие является многофункциональным, поэтому вариантов его использование огромное множество. Начать я решила с развивающей математической игры «Увлекательный счет» для старших дошкольников. Изготовила пособие «Кольца Луллия», состоящее из трех кругов из фанеры, разделила каждый из них на восемь секторов.
Подготовила карточки, соответствующие тематике игры. Для первого круга - карточки с цифрами.
Для второго, среднего круга – геометрические фигуры, соответствующие цифрам.
Для нижнего круга – карточки с изображением разного количества предметов
На каждый сектор выкладываются карточки, и начинается игра.
Цель данной игровой технологии :
развитие логического мышления
Задачи:
- совершенствовать навыки счета в пределах 10
- закреплять знания о геометрических фигурах
- развивать произвольное внимание
- закреплять знания о значении цифр и чисел, уметь сопоставлять их с количеством предметов и геометрических фигур
-совершенствовать пространственные понятия (лево-право, выше-ниже)
Ребята раскручивают верхний круг, под стрелкой оказывается определенная цифра, которую нужно назвать. Дальше необходимо соединить сектора второго и третьего круга так, чтобы под стрелкой оказалось столько же геометрических фигур, которые также должны быть названы игроками и карточкой с таким же количеством предметов.
Далее игру продолжает следующий игрок.
Это пособие помогает мне сделать занятие увлекательным, эффективным, помогает обучать играя. Выполняя разнообразные задания с кольцами Луллия, дошкольники вливаются в непринужденную, увлекательную атмосферу процесса обучения. Пособие «Кольца Луллия» обеспечивает яркость, необычность, занимательность заданий, что ведет к успешному решению дидактических задач.
В дальнейшей работе планирую расширять картотеку игр с использованием «Колец Луллия», обогащая знания детей в речевой образовательной области, познавательной, художественно-эстетической, социально-коммуникативной.