елена николаева
Дидактический синквейн как инновационная технология для развития образной речи в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ презентаци
Дидактический синквейн, как инновационная технология, для развития образной речи в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ.
(1-й и 2-й слайды)
Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети — цветы жизни
Счастье
Публикация «Дидактический синквейн как инновационная технология для развития образной речи в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ презентаци» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Эти строчки похожи на японские лирические стихи. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово? Попробуем в этом разобраться и научимся сами сочинять СИНКВЕЙН.
(3-й слайд) (4-й)
Занимаясь в интегрированной группе с детьми с ОВЗ, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей; развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит - опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО
(5-й слайд)
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
(6-й, 7-й, 8-й, 9-й, 10-й, 11-й слайды)
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
(12-й,13-й)
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
(14-й, 15-й)
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работа с детьми проводится в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.
На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», тем самым мы накапливаем материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.
1-ая строчка «Кто? Что?» - существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя);
2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3-я строчка «Что делает?» - три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;
В дальнейшем, следующий этап - продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.
Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.
4-ая строчка синквейна - четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть
5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
(16-й, 17-й)
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
(18-й)
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
(19-й)
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.
(20-й,21-й,22-й,23-й)
Вариативность в применении технологии синквейн.
(24-й, 25-й, 26-й, 27-й слайды)
Неоспоримое условие: синквейн используется на занятиях для закрепления изученной темы.
Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
В коррекционной работе главным звеном являются родители (законные представители).
Поэтому активная работа с родителями по закреплению знаний детей проходила в виде дидактического синквейна. И как итог, изготовление красочных индивидуальных альбомов детей с собственноручно напечатанными синквейнами.
И в заключении, мне хочется сказать о педагогической ценности синквейна
(28-й, 29-й, 30-й, 31-й, 32-й слайды)