Марина Лукина
Дидактические игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила : Лукина Марина Ивановна воспитатель МБДОУ детского сада «Ивушка» Нижегородской области города Бор
Публикация «Дидактические игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В предлагаемых дидактических экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.
Цели использования:
• воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
• создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
• выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережного отношения ко всему окружающему;
• воспитание эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
• создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Место использования:
o Организованная образовательная деятельность
o Экологические праздники
o Прогулки, экскурсии
Планируемые результаты:
С помощью игр у дошкольника сформируются :
v. интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
v. готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
v. потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
v. потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;
v. способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
v. экологические знания и навыки, потребность в их расширении;
v. проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
v. эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.
Методика использования дидактических игр.
1. Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.
2. Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.
3. Добровольность — основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре — не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним — пусть и не на первой игре.
4. Не затягивать игру во времени.
5. Помнить, что игра — благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.
6. Игра должна помогать реализации целей и задач экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
7. После игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями.
Игры с применением моделирующей деятельности
«Лесной многоэтажный дом»
Цель: Углубить знан
Материал: Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных, фишки.
Ход игры:
1 вариант. Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.
2 вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.
Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.
«КТО ВО ЧТО ОДЕТ»
ЦЕЛЬ: Закрепить умения детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользоваться моделями.
МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.
ОПИСАНИЕ: Ведущий раздает детям карточки с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуи, шерсть). Затем ведущий предлагает картинки с изображением птиц, рыб и зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет свои квадраты на карте, выигрывает.
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользоваться моделями.
МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображением животных.
ОПИСАНИЕ: Ведущий раздает карты с изображением моделей разных сред обитания (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает детям. Дети закрывают пустые квадраты картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первый закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ НА ЛУГУ»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
ПРАВИЛА ИГРЫ : Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети
раскладывают, кто кем питается.
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
травы (клевер) - шмель
«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ ВОДОЕМА»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
ПРАВИЛА ИГРЫ : Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей
выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба
«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ В ЛЕСУ»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
ПРАВИЛА ИГРЫ : Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и
предлагает выложить пищевые цепочки:
растения - гусеница - птицы
растения - мышка - сова
растения - заяц - лиса
насекомые - ежи
грибы - белки - куницы
лесные злаки - лось - медведь
молодые побеги - лось - медведь
«ЖИВАЯ - НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»
ЦЕЛЬ: познакомить дошкольников с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: карточки с изображением объектов живой и неживой природы.
ХОД ИГРЫ : раздать детям карточки с рисунками и предложите разделить их на объекты живой и неживой природы. Выяснить, по каким признакам они это делают. Подчеркнуть, что все живое движется, дышит, питается, размножается.
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»
ЦЕЛЬ: Закреплять знания о животных и местах их обитания.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ : Карточки «Животные», «Места обитания».
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.