Немцева Анна Николаевна
«Цветы для мамы». Конспект занятия по познавательному развитию по теме «Комнатные растения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Цветы для мамы». Конспект занятия по познавательному развитию старшей группе.
Цель: расширять знания о многообразии комнатных растений.
Задачи:
Образовательные:
• дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом;
• учить высаживать рассаду комнатных растений.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями.
• развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
• развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.
Воспитательные:
• формировать заботливое и внимательное отношение к природе, позитивное отношение к труду, желание трудиться;
• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
• воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: горшки с комнатными растениями (герань, гипераструм, хлорофитум, каланхоэ); картинки «Комнатные растения»; лейка с водой, тряпочки, земля, две емкости, палочка для рыхления.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, наш весёлый круг!
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Отгадайте загадку
Зеленеет, и растет,
И всю жизнь лишь воду пьет.
Место жительства – горшок,
Это комнатный… (цветок)
Воспитатель: Комнатные цветы относятся к живой или неживой природе? (К живой природе)
Воспитатель: А почему вы думаете, что растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.)
Воспитатель: Все мы любим цветы, но знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь.
Воспитатель: У меня на столе стоят комнатные растения, на магнитной доске картинки с комнатными растениями, которые вам уже знакомы. Давайте вспомним названия этих цветов (Герань, бегония, гипераструм, спатифилум, фиалка, фикус, хлорофитум, каланхоэ, традесканция).

Воспитатель: Ребята обратите внимание как много в группе комнатных растений, какие они красивые, ухоженные. Покажите герань? (Ребенок показывает герань).

Воспитатель: Листья у герани или «пеларгонии» округлой формы, ярко-зелёного цвета, с коричневатом кругом у края.
Воспитатель: Какого цвета бывают лепестки герани? (Ответы детей)
Воспитатель: Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик.
Воспитатель: А где находится корни герани? (В земле)
Воспитатель: Как вы думайте, зачем растению нужны корни? (Ответы детей)
Воспитатель: Корни растения находится в земле. За счёт корня растение не падает и крепко держится в земле. Ещё корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам». (Сопровождает рассказ показом.)
Воспитатель: Покажите фиалку.

Воспитатель: Это растение называется фиалка узамбарская. Внимательно рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки?
Воспитатель: Какой формы листья?
Воспитатель: Какого цвета листья и цветы?
Воспитатель обобщает ответы детей: У фиалки есть листья, цветы, стебель и корни. Листья округлой формы, темно – зелёного цвета, толстенькие и опущенные. У листьев есть черешок. Стебель у фиалки очень короткий. Цветки фиалки бывают разных цветов.
Рассматриваем различные комнатные цветы и приходим к выводу, что у всех растений есть корень, стебель, листья, цветы, семена.
Зачем растению нужен корень? (Чтобы пить воду)
Воспитатель: Для чего растению нужны стебель и листья? (Чтобы растение дышало воздухом)
Игра «Что изменилось?»
Перед детьми стоят комнатные растения, например, герань, фиалка, хлорофитум, фикус Бенджамина, сансевиерия, традесканция. Педагог называет каждое растение. Затем просит детей отвернуться и закрыть глаза, и убирает одно растение. Дети должны назвать растение, которого не хватает, или описать его внешний вид. Игра проводится 2-3 раза.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Ребята, а вы знаете, как нужно ухаживать за растениями? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте я вам расскажу. Основными условиями для роста комнатных растений является свет, тепло, влажность почвы и воздуха, качества почвы. Нет ничего важнее для растений, чем свет, с помощью которого они живут, дышат и развиваются. Однако многие комнатные растения не переносят прямого солнечного воздействия, и их нужно поставить подальше от окна. Важно, чтобы листья растения не соприкасались со стеклом, иначе может произойти ожог листьев. Обычно растения расположены одной стороной к свету, поэтому нужно периодически поворачивать их. Зимой многие растения находятся в периоде покоя, а в весенне-летний период оживают.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю побыть маленькими растениями.
Физкультминутка» Цветок»
Посажу я зернышко в маленький в маленький горшок.
(Дети садятся на карточки)
Вырастет из зернышка тонкий стебелек
(Тихо встают, руки вверх)
А потом листочки,
(Руки в стороны, вперед, поочерёдно)
А потом цветочки.
(Руки перед грудью, ладошки сложены и постепенно раскрываются)
Воспитатель: Как надо ухаживать, чтобы растение росло и развивалось? (Поливать, рыхлить землю, протирать листья). Дети с помощью воспитателя ухаживают за растениями.



Воспитатель: А как надо поливать растения? Какой водой? (Комнатной температуры, отстоявшейся).


Воспитатель: Ребята, чтобы цветы ухоженные, зеленые, чистые и цветущие, их нужно правильно поливать. Существует два способа полива комнатных растений. В почву и в поддон. После полива скопившеюся в поддоне воду нужно удалить. Вода должна быть комнатной температуры, теплой, ни в коем случае холодной. После полива почву надо рыхлить, так как корням растения нужно не только вода, но и воздух.
Ребята, а в какой почве будет больше воздуха в рыхлой или плотной? (Ответы детей)
Давайте проверим.
Опыт «Воздух в почве»


Воспитатель: Пройдите к столам. Возьмите рыхлую почву и плотную. Поочередно насыпьте в емкости с водой и посмотрите, где больше выделяется пузырьков воздуха: из рыхлой земли или плотной.
Воспитатель: Из какой земли выделяется больше пузырьков воздуха? (Ответы детей)
Воспитатель: В какой земле растению дышится легко? (Ответы детей)
Вывод: В банке с плотной землей мало и медленно выделяются пузырьки воздуха, потому что земля твердая, плотная, хуже проходит вода, а в банке с рыхлой землей пузырьков воздуха много. Вот поэтому необходимо рыхлить землю в горшках, чтобы растению легко дышалось.
Воспитатель: Дети, мы можем помочь нашим цветам? (Ответы детей)
Воспитатель: Расскажите, как вы это будете делать? (Рыхлить надо осторожно, неглубоко, чтобы не повредить корни).

Воспитатель: Какой скоро будет праздник? (Ответы детей)
Воспитатель: Что можно подарить мамам и бабушкам на праздник? (Ответы детей)
Ребята я предлагаю вырастить по цветку для мамы и бабушки. Мы с вами берем комнатное растение, выбираем здоровый лист и аккуратно отламываем или срезаем от стебля. Один способ посадки растения - поставить листочек в воду, чтобы он дал корешки, и потом посадить в землю. Педагог показывает детям черенки с проросшими корнями.
Воспитатель: Можно посадить отросток в землю.
В небольшой, неглубокий горшочек с дырочкой на дне, кладем немного камешков, поверх насыпаем землю. Отросток осторожно закапываем в землю, поливаем теплой водой.
Дети приступают к работе.
Воспитатель: Давайте нашу рассаду поставим в светлое, но не солнечное место. Новые листики появятся, когда растение укоренится, примерно через месяц. Давайте будем наблюдать за ростом растения ежедневно, и фотографировать.
И когда растение укорениться вы подарите каланхоэ в международный женский день мамам и бабушкам.
В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья. (Нищева Наталия)
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: С какими растениями познакомились? (Ответы детей)
Воспитатель: В какие игры играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)
Давайте вместе с вами создадим поляну настроения – дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.
На поляне (на полу) растут три цветка
Красный (узнал много нового)
Фиолетовый (было интересно)
Желтый (кое-что еще не понятно)
