Татьяна Александровна Учуватова
Дидактические игры, развивающие математические представления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры, развивающие математические представления детей старшего дошкольного возраста
Среди разнообразных игр особое значение имеют дидактические игры. Которые расширяют и уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, способствуют формированию элементарных математических представлений.
Публикация «Дидактические игры, развивающие математические представления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
При составлении игр, мы стремились поставить перед детьми такие задачи, решение которых требует определенной умственной работы, активизирует мышление, развивает наблюдательность и внимание.
Такие игры помогают дошкольникам усвоить прямой и обратный счет в пределах десяти («Разложи правильно», «Куда вставить карточку?», состав чисел («Сосчитай и построй», «Заходи в круг») и геометрические изображения («Покажи предмет такой же формы», «Угадай, что спрятано»). А игры с мячом способствуют развитию абстрактного мышления у дошкольников старшего возраста.
1. Разложи правильно
Цель: развитие произвольного внимания и сосредоточения.
Ход игры:
Счетные карточки раскладываются в возрастающей или убывающей последовательности.
К столу вызывается ребенок. Он внимательно смотрит на карты и называет их. Затем ему предлагают закрыть глаза (или выйти из комнаты). Воспитатель меняет положение нескольких карточек.
После этого ребенок открывает глаза (или возвращается в комнату) и раскладывает карточки в первоначальное положение.
2. Куда вставить карточку?
Цель: учим соотносить предметы-заместители (числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе одну куклу, две машинки, три матрешки, четыре карандаша, пять кубиков и т. д. Здесь же лежат перевернутые счетные карточки. Воспитатель объясняет правила игры : каждый игрок берет одну карточку и кладет ее рядом с игрушками в соответствии с числом кружков на карточке.
3. Найди свою пару
Цель: учить ориентироваться в пространстве, соотносить число одних геометрических форм с другими геометрическими фигурами, закреплять название геометрических фигур.
Развивать внимательность.
Ход игры:
Воспитатель заранее в соответствии с количеством детей готовит счетные карточки с изображением геометрических форм. Каждый ребенок получает одну карточку. Ребенок держа карточку в руках прогуливается по площадке.
- Найдите ваши пары, - говорит педагог.
И ребенок, у которого в руках карточка должен найти ребенка с карточкой и т. д.
4. Угадай, что спрятали
Цель: закреплять знания геометрических фигур; развивать способность концентрировать внимание.
Ход игры:
Заранее на отдельных листах бумаги квадратной формы рисуются разные геометрические фигуры (треугольник, овал, круг, прямоугольник, квадрат, ромб и т. д.)
Далее фигуры в хаотичном порядке раскладываются на столе. Воспитатель вызывает одного ребенка, предлагает ему внимательно посмотреть и запомнить все фигуры.
Затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, в это время педагог
убирает какую-нибудь карточку с изображением геометрической фигуры.
После условного знака ребенок поворачивается и говорит какой фигуры не хватает.
5. Достань названный предмет
Цель: закреплять знания названий геометрических фигур, развивать, умение находить нужный предмет на ощупь и мелкую моторику рук.
Ход игры:
В присутствии детей педагог показывает, а затем кладет в мешочек предметы разных геометрических форм: треугольники, прямоугольники, квадраты, круги (по четыре предмета каждого вида). Вызывая ребенка, воспитатель предлагает ему на ощупь достать из мешка названную геометрическую фигуру.
Игру можно усложнить, предложив ребенку достать определенное количество геометрических фигур.
Например:
- Достань из мешочка два квадрата и один прямоугольник.
- Достань четыре треугольника и т. д.
Игры с мячом
1. Продолжай считать
Цель: способствовать усвоению детьми порядка следования числе натурального
ряда, упражнять в прямом и обратном счете; развивать координацию движений.
Ход игры:
Называя какое-нибудь число, воспитатель бросает ребенку мяч,
Ребенок ловит его, продолжает считать до десяти и возвращает мяч воспитателю.
Можно усложнить и предложить детям считать в обратном порядке.
2. Скажи предыдущее число
Цель: учить называть и показывать предыдущее число.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит предыдущее число.
3. Скажи последующее число
Цель: учить называть и показывать последующее число.
Ход игры:
Игра проводится тем же способом, только в данном случае ребенок называет последующее число.
4. Дополни число
Цель: систематизировать знания о составе чисел до 10
Ход игры:
До начала игры определяется число, которое играющие должны составить из двух чисел (например,10).
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет какое-либо число (например,5). Поймав мяч, ребенок говорит число, которое в сумме с названным воспитателем составляет десять 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, и т. д.