Кайтан Ия
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры
Опыт работы воспитателя Кайтан И. М.
Актуальность
Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Весь занимательный математический материал мы разделили на три основные группы:
Развлечения. Логические игры. Дидактические игры и
упражнения.
Составили перспективный план на год, где игры выполняют роль дидактического материала как на занятиях, так и в свободное от занятий время.
С детьми С родителями
Диагностика математических способностей детей
Цель: изучение проблемы.
Беседы на тему: «Какие игры тебе нравятся»
Цель: выявить интересы детей.
Консультация для родителей «Роль игры в подготовке детей к школе»
Д/и «Какая фигура лишняя», д/и «Чего не хватает»
Цель: Учить находить по признакам нужную фигуру. Уметь обосновывать свой ответ.
Д/и «Встань там, где я скажу», д/и «Когда это бывает?»
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени.
Консультация для родителей: «Что такое занимательный математический материал». Оформление папки- передвижки «Математическая игротека»
Д/и «Составь фигуру», д/и «Танграм».
Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру силэт по образцу.
Д/и «Пройди к флажку», д/и «Живая неделя»
Цель: Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий
Круглый стол «Руководство играми занимательного характера»
Д/и «Чего не стало?», д/и «Что где находится?», д/и «Отгадай, где это?»
Цель: Продолжать развивать способность концентрировать внимание
Д/и «Сложи узор», «Монгольская игра».
Цель: Развивать логическое мышление. Учить детей рассказывать о предпологаемом способе размещения фигуры Продолжать пополнять развивающую среду.
Мастер-класс «Как организовать игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений»
С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр
Работая над загадками, задачами-шутками, ребусами, мы ставили перед собой задачи развития произвольного внимания, нестандартного мышления, быстроты реакции, тренировки памяти.
Построение, содержание и вопрос в задачах-шутках необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу.
Например: тройка лошадей пробежала 5км. По сколько км. пробежала каждая лошадь?
На столе лежало 4яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? И т. д.
Такие задания мы предлагаем в начале занятия в качестве умственной разминки
Из всего многообразия логических игр наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Мы их объединили в 3 группы:
1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
2. Задачи на изменение фигур, для решении которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
Здесь важно соблюдать принцип последовательности: от простых действий к сложным, учить детей приемам самостоятельного поиска, не предлагая образцов решения.
Начиная работу с палочками, предлагали детям сначала самые простые задания:
построить из 5 палочек – 2 треугольника; из 7палочек – 2 квадрата
Из 7 палочек – 3 равных треугольника;
Далее задания усложнялись: для решения задач второй и третьей группы нужно было запомнить какие фигуры должны получиться и сколько
В фигуре из 5 квадратов
надо было так убрать 4
палочки,
чтобы осталось 3 квадрата
В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник
А в фигуре из 6 квадратов - убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 равных квадрата
Дети составляли домик из 6 палочек, а затем получали задание- переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок
Перекладывали 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону
В фигуре, напоминающей фонарь, было задание: переложить 4 палочки, чтобы получился четырехугольник, состоящий из 4 равных треугольников
На данный момент дети стали уже самостоятельно придумывать элементарные задачи на смекалку.
Используя логические игры, предлагали детям следующие задания:
1. Какая фигура здесь лишняя и почему
2. Найти сходство
3. Продолжить ряд
Задания более сложные: на основе сравнения выявить закономерность в расположений фигур и вместо знака вопроса поместить нужную фигуру
Использовали и еще один вид логических задач – задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой
Эти задачи решать можно на основе сравнения и обобщения фигур по горизонтали. Здесь в обучении главное внимание мы обращали на выработку у детей умения обобщать свойства одной и другой группы фигур, сопоставляя затем их обобщенные признаки.
Как эффективное средство повышения мотивации к обучению используем в работе с детьми кроссворды и лабиринты. Это вполне доступно детям. При этом мы закрепляем и проверяем знания после знакомства с какой-то темой
Показали детям различные варианты решения ребусов.
В занимательных играх «Танграм», «Листик», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат» дети учились составлять плоскостные изображения.
На первом этапе мы познакомили с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2 – 3 имеющихся новой.
2 этап – составления фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Дети анализировали способ расположения частей, составляли фигуры-силуэты, ориентируясь на образец. Зарисовывали и клали в индивидуальную папку.
В дальнейшем перешли к более сложному заданию – воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным)
В последствии, дети начали упражняться в составлении изображений по собственному замыслу. Придуманные фигуры-силуэты дети зарисовывают, рассматривают и вкладывают в свою папку.
Провели совместно с родителями интеллектуальную игру «Умники и умницы». У родителей появилось представление об интеллектуальных способностях своих детей
Результаты работы
В ходе решения задач на смекалку, головоломок, ребусов, кроссвордов, лабиринтов дети научились планировать свои действия, обдумывать их, находить решения, проявляя при этом творчество.
У них появилось умение аргументировать свои высказывания, делать простейшие умозаключения.