МААМ-картинки

Дидактические игры по усвоению математических представлений для старших дошкольников

Наталья Ларичева
Дидактические игры по усвоению математических представлений для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры по усвоению математических представлений для старших дошкольников

Содержание:

1. Методика проведения НОД в подготовительной группе.

2. Анализ программных задач.

3. Рекомендуемые дидактические игры для подготовительной группы.

4. Список литературы.

Методика проведения НОД в подготовительной группе

Публикация «Дидактические игры по усвоению математических представлений для старших дошкольников» размещена в разделах

Методика проведения НОД включает следующие компоненты: реализация всех детских видов детской деятельности и использование разнообразных форм организации детей, которые зависят от степени активности детей, наличия интереса, навыка самостоятельности, уровня коммуникативности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности, сложности материала.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Наша задача – в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа, семья.

Многие психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К. Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету… также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу». При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли великого русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время. Многие исследователи проблем обучения и развития дошкольников (Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, А. А. Свечников, Л. И. Скаткин и др.) отмечают, что для математического развития детей дошкольного возраста необходим комплексный подход к решению всех проблем. Все это делает проблему закрепления и применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту актуальной на сегодняшний день.

Необходимо, чтобы данный процесс был связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского учреждения и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Это можно продемонстрировать на примере таких видов деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола, дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей); на занятиях по аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (пять шаров остаются пятью шарами независимо от того, наклеиваются они кучкой или в ряд, друг за другом); во время игр на участке во время прогулки измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте.

Наше дошкольное учреждение работает в режиме развития. Целостность педагогического процесса обусловлена реализацией образовательных программ «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Структура программы:

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)-одна из образовательных областей «Познавательного развития» программы.

Основные цели и задачи программы по ФЭМП- это формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Подготовительная к школе группа.

Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям в старшей группе. Добавляются задачи:

Количество и счет. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами, знакомить с числами второго десятка. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее, предыдущее, пропущенное число.

Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

Познакомить с монетами.

Учить, на наглядной основе, составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий.

Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета понимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания, используя условную меру, правильно обозначать части. Формировать первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, высоту, ширину.

Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

Дать представление о весе и способах его измерения.

Форма. Дать представление о многоугольнике, прямой линии, отрезке.

Учить распознавать фигуры в пространстве, располагать на плоскости, упорядочивать, классифицировать.

Моделировать геометрические фигуры, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их свойств, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.

Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.

Ориентировка во времени. Дать элементарные представления о времени : его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.

Учить пользоваться понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени» ,учить определять по часам с точностью до часа.

Ребятам возраста 6-7 лет очень нравятся игры с математическим содержанием : сюжетно-дидактические игры математического содержания

(А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр, Р. К. Шаехова); игры направленные на интеллектуальное развитие детей (Л. Б. Фесюкова, З. А. Михайлова); строительно-конструктивные игры.

В работе с детьми используются дидактические игры с народными игрушками – вкладышами (матрёшки, кубы, пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учёта величины.

Подготовительная группа занимает особое место в детском саду. Задача педагога заключается, с одной стороны, в систематизации знаний, накопленных детьми, и изучении общего уровня их развития в результате всей предшествующей воспитательно-образовательной работы, а с другой стороны, в психологической подготовке детей к школе, требующей перестройки личности ребенка. В этот период в сознании и поведении детей должен совершиться переход к пониманию ответственности будущего школьника за свое учение, за свое поведение. В детском саду ребенок приобрел много эмпирических знаний, с переходом же в школу перед ним постепенно будут открываться все с большей глубиной научные знания, и это потребует готовности оперировать абстрактными понятиями. Главное при этом не развитие лишь отдельных функций (восприятия, памяти, внимания и др., а изменение функциональных связей и отношений в сознания ребенка. «Сознание развивается как целое,— писал Л. С. Выготский,— изменяя с каждым новым этапом свое внутреннее строение и связь частей, а не как сумма частичных изменений, происходящих в развитии каждой отдельной функции. Судьба каждой функциональной части в развитии сознания зависит от изменения целого, а не наоборот». Такое изменение функционального строения сознания является главным и самым существенным в развитии личности.

Детей в подготовительной группе знакомят с арифметическими действиями — сложение и вычитание. Эта работа проводится поэтапно. На нескольких занятиях следует раскрыть взаимосвязь между действиями сложения и вычитания. Ознакомление проводится на основе рассматривания рисунков, по которым можно составить задачи на сложение и вычитание. После использования определенного количества упражнений дети должны уметь сделать вывод: если от суммы отнять второе слагаемое, то мы получим первое слагаемое. Понимание взаимосвязи между сложением и вычитанием используется в дальнейшем при проверке правильности ответа.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста, как доказывает это Л. Венгер, повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?»

В старшем дошкольном возрасте начинают активно использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению. В книге «Математика для дошкольников Ерофеевой Т. Н., Павловой Л. Н., Новиковой В. П. приводится перечень таких игр с методическими комментариями: «Скажи наоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче?» и др. Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет?» и т. д

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует, по мнению Микляевой Н. В., усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы, либо словесными (словами-числительными)

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представленийможно разделить на следующие группы.

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В своей работе использую дидактические игры как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Что изменилось», «Спортсмены строятся», «Построй дом», «Танграм», «Чего не стало», «Узнай по описанию», «Дорисуй» и др.).

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.

Методы, применяемые в практике ФЭМП у дошкольников

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО ;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа

Практические и игровые – упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Игровые задачи решаются непосредственно – на основе усвоения математических знаний – и предлагалагаются детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводились подвижные игры математического содержания («Найди свой домик», «Где спрятался мишутка?», «Ручейки», «В лес за ёлочками»).

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Методические указания

Лепка цифр. Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и последующее их украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.

Большим успехом у детей пользуется игра «Сложи из треугольников». А так же игра «Дополни картинку треугольниками», например, чтобы получилась рыбка, конфетка и др.

Игры с разноцветными прищепками: стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет : цветок, ёлочку, солнышко.

Количественный и порядковый счет. В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через игру (по ролям). Например – сказка «Репка». Детям раздаются роли и порядковые номера. Водящий отворачивается, в то время как один из персонажей прячется. Задача водящего – назвать кого нет и назвать порядковый номер (нет внучки, она была за бабкой и перед Жучкой: она была третья по счету).

Игровое упражнение «Сделай картинки похожими».

На доске 2 картинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их, найти отличия между ними и дорисовать предмет так, чтобы они стали похожи.

Игровое задание «Рисуем задачу».

У детей тетради в клетку с изображением двух числовых линеек. Воспитатель спрашивает: «Сколько клеток на числовой линейке?» (Десять клеток.)

Дети дугой отмечают на числовой линейке сначала 4 клетки, а затем еще 5 клеток (правильность выполнения задания они сверяют с образцом на доске). На основании рисунка делают запись для будущей задачи с помощью цифр и арифметических знаков.

Дети читают запись, вызванный ребенок выкладывает ее на доске. По записи дети составляют задачу. Воспитатель выслушивает варианты задач. Дети вместе с воспитателем обосновывают правильность их составления, решают и отвечают на вопросы задачи, объясняют ее решение.

На второй числовой линейке дети дугами обозначают 9 клеток (сверху) и 5 клеток (снизу слева). Затем аналогично составляют и решают задачу на вычитание.

Игровое упражнение «Ищем дорожку к домику».

У детей картинки с изображениями лабиринтов. Воспитатель предлагает рассмотреть схему пути на графическом рисунке и прочертить дорогу к домику в соответствии со схемой. Вызванный ребенок выполняет задание на образце и комментирует свои действия.

«Числа, встаньте по порядку»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Ход игры. В. вызывает всех детей и раздает им по числовой фигуре и говорит: «Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого? Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? ( Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.

«Звезды»

Цель: упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Ход игры. Перед детьми 4 картинки: на первой изображена 1 звездочка, на второй 2, на третьей 3, четвертая картинка закрыта. В. : «Посмотрите на эти картинки, подумайте и скажите, что нарисовано на 4 картинке? Почему вы так думаете?». В дальнейшем игра усложняется.

«Какой сегодня день»

Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.

Ход игры. В. предлагает детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: «Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.

«Игра с тремя обручами»

Цель: закреплять умение классифицировать предметы по 2-4 свойствам.

Ход игры В. предлагает новую ситуацию в игре с тремя обручами. Устанавливается правило игры, например фигуры, разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зеленого все треугольники, внутри черного - все большие. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.

«Рассели ласточек»

Цель: упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа.

Ход игры. Необходимо разместить в два домика ласточек, которые сидят по рядам (на проводах горизонтально, а затем ласточек, сидящих по столбцам вертикально. Необходимо перебрать все способы размещения птиц.

«По кочкам»

Цель: Закрепить счет в пределах 10, и обратно.

Ход игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются в две колонны одна напротив другой. Между ними воспитатель раскладывает пронумерованные кружки- «кочки». Пройти можно только по «кочкам». Причем наступая на них по порядку. Когда игрок одной команды преодолеет «болото», он дотрагивается до первого игрока другой команды и тот начинает свой путь по «кочкам» в обратном порядке (десять, девять.) Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок.

«Ручеек»

Цель: Учить составлять число из двух меньших чисел.

Ход игры. Двое детей- ведущих- берутся за руки, образуя воротца, в руках у них цифра 8. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 0 до 8. По сигналу педагога: «Ручеёк в воротца», - дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число (например, 4 и 4; 1 и 7; 2 и 6; 0 и 8 и т. д)

Список литературы:

1. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду : Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 1998. - с. 202-212

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой издание 3-е. исправленное и дополненное, издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2014 год,-368 стр.

3. И. А. Помораева, В. А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. Издательство «Мозаика-Синтез», Москва,2015.

Литература

1. Венгер Л. Больше, меньше, поровну. // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10.-с. 48. (5)

2. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996 - № 2.-с. 17. (10)

3. Ерофеева Т. Н., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. - М., Просвещение, 1997. (11)

4. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л., Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с. (15)

5. Леушина Л. М. Формирование элементарных математическихпредставлений у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1974 (16)

6. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение, 1984. - 156

7. Микляева Н. В., Теория и технологии развития математическихпредставлений у детей : учебник для студ. учреждений высш. образования /Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Издательски центр «Академия», 2015. – 352 с. (20)

8. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников. Современные направления. – М. : ТЦ «Сфера», 2008 (33)

9. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : Уч. пособие. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2015 (42)

Публикации по теме:

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представленийДидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений Дидактические игры для детей дошкольного возраста имеют огромное значение, в дошкольных образовательных учреждениях их используют практически.

Дидактические игры на интерактивной доске для старших дошкольниковДидактические игры на интерактивной доске для старших дошкольников Сегодня я хочу рассказать вам, как мы используем интерактивное оборудование в повседневной жизни ребенка. Прогресс не стоит на месте.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по усвоению математических представлений для старших дошкольников
Опубликовано: 20 января 2020 в 13:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по усвоению математических представлений для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ларичева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД