Анна Шишкина
Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром детей с ЗПР
Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных мозговых структур. Данные особенности предполагают подбор адекватных приемов и форм работы с детьми. Одним из наиболее удобных и эффективных приемов является дидактическая игра, которая может решать целый ряд педагогических задач.
Публикация «Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром детей с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Конечно, ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителю-дефектологу. Не секрет, что тесная взаимосвязь педагогов и родителей приносит положительный результат в работе с детьми. Поэтому и родители могут заниматься с ним в свободное время: дома, по дороге в сад, на прогулке, что поможет закрепить знания, умения и навыки ребенка, поможет ему быстрее запомнить новое и применить на практике.
Далее представлена краткая подборка простых дидактических игр, которые я и многие мои коллеги используют в деятельности.
Игра: «Что сначала, что потом?»
Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.
1) Покажи - развитие пассивного словаря.
2) Назови - развитие активного словаря.
Примерные вопросы:
- Какое время года недавно закончилось?
- Какое время года сейчас?
- После, какого времени года приходит весна?
- С какого времени начинается год?
Расставь картинки и назови по порядку все времена года.
Игра: «Найди такую же цифру»
Цель: Развитие зрительного восприятия.
Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по величине.
Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.
Игра: «Чудесный мешочек» или «Узнай цифру на ощупь»
Цель: Развитие тактильных ощущений.
1. Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.
2. Найти цифры по заданию (например, 1 или 8).
Игра: «Составь фигуру»
Цель: Развитие целостного восприятия.
Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.
Игра: «Узнай фигуру»
Цель: Закрепление формы, цвета, размера.
Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.
Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.
Игра: «Большие, маленькие, одинаковые»
Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.
Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.
1. Найти все большие фигуры.
2. Найти все маленькие фигуры.
3. Найти одинаковые фигуры.
Игра: «Подбери пару»
Цель: Соотнесение размера
Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)
1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.
2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.
Игра: «Что сверху, а что снизу?»
Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.
Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)
1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.
Игра: «Угадай, что у меня»
Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.
вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
1. Родители загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например: Он резиновый, круглый, красный ит. д.
2. Дети сами составляют загадки-описания.
Игра: «Собери разрезную картинку»
Цель: Развитие целостного восприятия.
Ребёнку предлагается собрать картинку, разрезанную на 2,3,4,6 ит. д. частей.
Игра: «Выполни, не ошибись»
Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.
Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок. Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. (Слева, справа, за, перед, около)
Игра: «Что изменилось?»
Цель: Развитие зрительного восприятия.
Перед детьми раскладываются картинки от 4 и более, предлагается посмотреть и запомнить их. Ребёнок отворачивается, родители убирают или добавляют другую картинку. Взрослый просит повернуться и спрашивает у ребенка: «Что изменилось?».