Борисевич Анна
Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра реализует обучающую (которую преследует воспитатель) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и помогали усвоению программного материала. Особенностью дидактической речевой игры является результат, который определяется дидактической задачей, игровыми действиями и правилами, которые воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. В данной статье предоставлены речевые игры для старших дошкольников, которые помогают делать программный материал увлекательным, интересным и обучающим.
Публикация «Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: дидактическая игра, грамматический строй речи, словарная работа, звуковая культура речи, связная речь.
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения с взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, развитие связной речи - диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом для детей старшего возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, дети учатся правильно выражать свои мысли, формируется правильное произношение.
К пятилетнему возрасту у детей накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу, обогащение лексики, следует уделять внимание увеличению лексического запаса за счет антонимов, синонимов, многозначных слов, прилагательных и глаголов. В словарной работе важно не только увеличивать объем пассивного словаря, но и активизировать употребление ребенком как можно большего числа разнообразных слов в его собственной речи. Решение данных задач осуществляется в основном в форме лексических упражнений. Рекомендуется шире использовать словесные дидактические игры на уточнение, систематизацию и активизацию словаря. Конечно, время, которое отводится на словарную работу на занятиях недостаточно, поэтому, педагогу следует находить время для индивидуальной работы с детьми вне занятий.
Работа по формированию грамматического строя речи охватывает решение из области морфологии, словообразования и синтаксиса. Дети учатся согласовывать существительные с числительными, прилагательные с существительными, глаголы с приставками, прилагательные в превосходной и сравнительной степени, знакомятся с разными способами образования новых слов.
Учить ребенка рассказывать – значит рассказывать живо, интересно. Перед воспитателем стоит задача – научить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое. Формируя навыки повествовательной речи, воспитатель помогает ребенку придумать рассказ при помощи схемы составления совместного рассказа (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, как надо начинать повествование, затем вместе с детьми наполняют сюжет содержанием. Необходимо включить в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, соблюдать временную последовательность.
Развитию речи способствуют сюжетно-ролевые игры. При общении детей в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, решать спорные вопросы.
Речевая дидактическая игра:
• Побуждает детей к общению друг с другом;
• Способствует обогащению словаря;
• Оказывает влияние на формирование грамматического строя языка и звуковой культуры речи.
Далее представлены дидактические игры по развитию связной речи для старших дошкольников.
Дидактические игры по звуковой культуре речи.
Игра «Ловушка»
Цель: Развивать умение услышать в слове определённый звук.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». -Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши.
Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.
например: Звук З - Коза, заяц, собака, насос, абрикос, замок, яйцо, слон, зубр, капуста.
Игра «Какой звук чаще звучит?»
Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Ход игры: Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Загудел комарик тонко:
З-з-з — поёт он звонко-звонко,
Повторяет много раз
Резвым мошкам свой рассказ.
Игра «Лодочка и пароход»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звука ш -ж, упражнять в дифференциации звуков.
Материал: карточки: шар, ножницы, ежик, жук, шапка, шарф, жаба.
Ход игры: Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы. Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Жух, жух, жух» (дети повторяют звукосочетание). На столе разложены карточки. По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» и выбирают карточку со звуком Ш. По сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Игра продолжается, пока все карточки не разобраны.
Игра «Закончи предложение одним звуком, одним словом»
Цель: учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом, закрепить понятие «звук», «слог».
Ход игры: Чтобы найти дорогу домой Машенька стала бросать предметы, которые у неё были. Если вы докончите слова звуком «ч», то узнаете, какие это были предметы.
Клю…ч, кала…ч, обру…ч, мя…ч.
А дорога была длинной, и Маша стала бросать предметы, которые у неё ещё остались. Если вы докончите слово одним слогом - чек, то узнаете, какими предметами Маша отмечала дорогу.
Плато…чек, фарту…чек, носо…чек, значо…чек, крючо…чек, поясо…чек.
Дидактические игры по формированию словаря.
Игра «Угадай предмет»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры: Отгадай предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
Игра «Подбери действия к предметам»
Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.
Ход игры:
Подберите как можно больше действий к предметам:
Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;
снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;
собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает,
вертится, ласкается, скулит;
мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;
слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;
вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;
лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;
огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;
карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;
цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;
яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;
медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;
дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает
Игра «Было - стало»
Цель: Расширять словарь детей словами – антонимами.
Ход игры: Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал.
Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажите, каким он стал сейчас.
Тополь был тонким, стал… толстым.
Был низким, стал … высоким.
Был молодым, стал … старым.
Веток было мало, стало … много.
Ветки были короткие, стали … длинные.
Кора была гладкая, стала … шероховатая.
Листья были маленькими, стали … большими.
Были мокрыми, стали … сухими.
Игра «Четыре слова»
Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.
Материал: Мяч.
Ход игры: Играющие дети стоят полукругом. Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит одно из четырех слов: «земля», «вода», «небо», «огонь». Тот, кому брошен мяч и сказано слово «земля», должен назвать какое-либо животное. На слово «вода» играющий отвечает названием рыбы, на слово «небо» — названием птицы. При слове «огонь» все должны быстро повернуться кругом на месте. При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.
Игры по формированию дидактического строя речи.
Игра «Магазин посуды»
Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.
Материал: Игрушечная или настоящая посуда.
Ход игры: Давайте поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница.
Посуда для салата — салатница;
посуда для хлеба — хлебница;
посуда для молока — молочник;
посуда для масла — маслёнка;
посуда для конфет — конфетница;
посуда для сухарей — сухарница;
посуда для соли — солонка;
посуда для сахара — сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
Игра «Два брата ИК и ИЩ»
Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов - ИЩ-, -ИК-.
Ход игры: - Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)
У ИКА был носик, а у ИЩА?.
В дальнейшем закрепляется дифференциация слов:
ротик — ротище, лобик — лобище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.
Делается вывод, если и слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, a если ищ — значит предмет большой.
Я сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.
Предлагается следующий речевой материал:
большой комар (комарище,
маленький куст (кустик,
большие усы (усищи,
большой куст (кустище,
маленький ковер (коврик,
большая изба (избища,
маленький винт (винтик,
большой помидор (помидорище).
Игра «Сравни предметы»
Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
Ход игры:
Апельсин большой, а арбуз еще больше.
Клубника маленькая, а смородина еще.
Дыня сладкая, а арбуз еще.
Персик мягкий, а вишня еще.
Яблоко твердое, а айва еще.
Груша вкусная, а ананас еще.
Дерево высокое, а башня еще.
Куст низкий, а трава еще.
Клен толстый, а дуб еще.
Рябина тонкая, а камыш еще.
Шар легкий, а пушинка еще.
Сумка тяжелая, а чемодан еще.
Диван мягкий, а подушка еще.
Дерево твердое, а железо еще.
Лед прозрачный, а стекло еще.
Лента узкая, а нитка еще.
Шнурок длинный, а нитка еще.
Линейка короткая, а карандаш еще.
Волк большой, а медведь еще.
Олень высокий, а жираф еще.
Медведь тяжелый, а слон еще.
Утром светло, а днем еще ….
Вечером темно, а ночью еще.
Осенью холодно, а зимой еще.
В пальто тепло, а в шубе еще.
Весной солнце светит ярко, а летом еще.
Весной птицы поют звонко, а летом еще.
Поезд едет быстро, а самолет летит еще.
Черепаха ползет медленно, а улитка еще.
Игра «Жонглеры»
Цель: расширять словарь антонимов.
Ход игры: Для этой игры понадобится мяч. Бросаем мяч ребенку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Друг…. Враг
День ….ночь.
Радость …. грусть
Жара ….холод
Добро….зло
Правда….ложь
Хорошо….плохо
Тяжело….легко
Высоко….низко
Можно….нельзя
Трудно….легко
Быстро ….медленно
Говорить ….молчать
Покупать ….продавать
Поднимать…. Опускать
Бросать….поднимать
Прятать….искать
Зажигать….тушить
Игра «Ласточки и люди»
Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.
Ход игры: Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.
У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.
У ласточек есть крылья, а у людей нет …крыльев.
У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.
У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.
У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.
У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов.
У ласточек есть гнёзда, а у людей нет …гнёзд
Дидактические игры на развитие связной речи.
Игра «Волшебная коробочка»
Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.
Материал: Коробка с предметом.
Ход игры: В коробку кладется предмет (можно картинку).
Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике, задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т. д.».
Игра «Найди ошибку»
Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.
Ход игры. Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»
1. Зимой в саду расцвели яблоки.
2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
3. В ответ я киваю ему рукой.
4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
5. Скоро удалось мне на машине.
6. Мальчик стеклом разбил мяч.
7. После грибов будут дожди.
8. Весной луга затопили реку.
9. Снег засыпало пышным лесом
Игра «Подбери слова - «родственники» (тема «Зима»)
Цель: Упражнять в образовании однокоренных слов.
Ход игры: Подберите слова — «родственники» к слову «зима».
Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.)
А как можно назвать день зимой? (Зимний.)
А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.)
Каких зимующих птиц вы знаете?
А как по-другому сказать «остаются на зиму»?» (Зимующие.)
Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимовка, зимующие).
Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день, «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа, «зимнее» (небо, солнце, утро).
Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит. (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок, снегурочка).
Кого лепят из снега? (Снеговика.)
А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.)
А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.)
Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).
Дидактическая игра «Если бы…»
Цель: развивать связную речь
Ход игры: Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы:
«Если бы я был волшебником….»
«Если бы я был мэром города ….»
«Если бы я стал невидимкой….»
«Если весна никогда не придет ….»
«Если бы на Земле исчезли птицы ….»
Дидактическая игра «В гостях у лесника»
Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.
Ход игры: Воспитатель: Сегодня мы пойдем в гости к человеку, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это дом какой? (Лесной). Послушайте слова: лес, лесник, лесной. Какая часть слышится во всех словах? (лес)
Лесная тропинка ведет к дому лесника. Она узкая, а дорога (широкая).Деревья в лесу высокие, а кусты (низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий).
Сколько тропинок в лесу! По какой нам пойти? У кого бы спросить, как найти дорогу к леснику. Отгадай те загадку:
Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.
Белка просит: расскажите про меня (какая я и что умею делать). При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у тебя, на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь… и очень любишь….. Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Взрослый предлагает ребенку составить рассказ про то, как они встретили белку и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.
Литература.
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы»М. : Мозаика-Синтез, 2014.-211с.
2. Игры по развитию речи. Международный образовательный портал//www.maam.ru
3. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи детей 5-7лет. М. :ТЦ Сфера. 2009.- 256с.