Тишкова Татьяна
Дидактические игры по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по развитию речи
во второй младшей группе
1. Игра «Накроем стол к чаю»
Задачи: ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные
предметы среди прочих.
Называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.
Дать обобщающее понятие «посуда»
2. Игра «Чего не стало?»
Задачи:
Научить узнавать и называть предметы на картинках
3. Игра «Кто живёт во дворе?»
Задачи:
Темочки:
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух,
курица – цыплёнок,
утка – утёнок,
гусь – гусёнок.
4. Игра «Чудесная коробка»
Задачи: Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её
части, поезд,
самолёт, пароход).
Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая,
грузовая, сидение,
летит, едет, крылья, вагоны,труба, плывёт).
5. Игра «Опасные предметы»
Задачи: Расширять предметный и глагольный словарный запас по теме.
6. Игра «Назови часть целого»
Задачи: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов
(дом, машина,.)
7. Игра «Скажи наоборот».
Задачи: развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей подбивать
и называть
антонимы, прилагательные.
8. Игра «Кто как голос подает?»
Задачи: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь
по теме.
9. Игра «Назови как можно больше предметов».
Задачи: активизация предметного словаря. (окружающие предметы)
10. Игра «Из чего сделано?»
Задачи: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных
и способов их образования. (деревянный, железный,.)
11. Игра «Какая погода».
Задачи: упражнять в образовании качественных прилагательных.
12. Игра «Назови ласково».
Задачи: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму
существительных.
13. Игра «Скажи какой?»
Задачи: Выделять признаки предметов.
14. Игра «Кто, что умеет делать»
Задачи: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
15. Игра «Как сказать правильно».
Задачи: Учить понимать переносное значение слов и выражений, которые
в зависимости
от словосочетаний меняют значение.
Подушка мягкая, а скамейка. (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень. (твердый).
16. Игра «Закончи предложения».
Задачи: Подбирать глаголы, обозначающие окончания действий.
Оля проснулась и. (стала умываться).
Коля оделся и. (побежал гулять).
17. Игра «Подскажи словечко».
Задачи: развивать творческое мышление.
Ворона каркает, а воробей. Сова летает, а кролик… Корова ест сено, а мышка.
18. Игра «Кто живёт во дворе?»
Задачи: учить образовывать единственное и множественное
число существительных.
Курица - куры, гусь – гуси,
Утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.
19. Игра «Кто где живет?»
Задачи: Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного
падежа с предлогом «в».
Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике и т. д.
20. Игра «Куда спряталась мышка?»
Задачи: учить детей находить предмет в пространстве, определяя его место нахождение
словами: вверху, внизу, на, под, за, слева, справа
21. Игра «Громко — тихо».
Задачи: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Воспитание умения
менять силу голоса.
22. Игра «Ловим звук».
Задачи: Знакомство детей со звуками окружающего мира, их вычленение
и узнавание.
(за ширмой)
23. Игра «Хорошо - плохо».
Задачи: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего
мира положительные и отрицательные стороны.
-Съесть конфету - хорошо. Почему? - Потому, что она сладкая.
-Съесть конфету - плохо. Почему? - Могут заболеть зубы.
24. Игра «Кто больше увидит и назовёт».
Задачи: Учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего
вида игрушки.
(платье куклы, туфельки, бантик)
25. Игра «Кто знает, пусть продолжает».
Задачи: Составить рассказ по заданной схеме вместе с воспитателем.
Мама купила Алеше. Она была. Алеше захотелось. Тут пришел. Они стали.
26. Игра «Узнай меня».
Задачи: Развивать логическое мышление, связную речь.
Например: «Это предмет неживой. Его можно встретить на кухне. У него
есть ручка
крышка, носик.
В нем кипятят воду».
Все догадались, что это чайник.
27. Игра «Продолжи предложения».
Задачи: Развивать воображение и связную речь.
Если зимой будет сильный мороз, то.
Девочка стояла и очень сильно плакала, потому что.
28. Игра «Магазин».
Задачи: Развивать воображение и связную речь.
Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять
правила игры.
Уважаемый продавец! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая,
умеет прыгать, с ней любят играть все дети.
29. Игра «Угадай, кто сказал».
Задачи: Закрепить знания о животных, развивать связную речь
Воспитатель произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая
животному, котороеесть на картинке у детей.
Дети поднимают соответствующие картинки.
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –М. : Мозаика-Синтез,2016.
2. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. -2 изд., испр. и доп. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
5. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М. :ТЦ Сфера, 2010.