Алина Александровна Ракаева
Дидактические игры по познавательному развитию детей дошкольного возраста «Волшебный мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по познавательному развитию детей дошкольного возраста
Камни - интересный, доступный, природный материал для сенсорного развития ребенка. Идей для работы более чем достаточно - с камешками можно играть, творить, развивать мелкую моторику и даже изучать математику. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Они приносят им радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.
Публикация «Дидактические игры по познавательному развитию детей дошкольного возраста „Волшебный мир камней“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Игры, дидактические пособия из камней
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным, воспитывает его любознательность. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости и напряжения.
Дидактические игры с камешками:
«Вспомним сказку»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления.
Материал: карточки с красным кружком, карточки с отрывками из произведений. Ход игры:
Воспитатель называет или читает отрывки из известные сказок («Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка»). Задача детей – вспомнить, в какой из них говорится о камнях. Если воспитатель назвал нужную сказку, дети хлопают в ладоши или поднимают карточку с красным кружком.
«Камень, ножницы, бумага»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, мышления, умения соблюдать правила игры.
Ход игры:
Эту игру можно использовать в качестве разминки. Дети делятся на две группы по два-три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладони – бумага, сжатые кулачки – камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) – ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!», услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Затем каждый доказывает, что его «предмет» победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они «сильнее». Но зато камень может затупить ножницы и т. п. Выигрывает тот, чей предмет может «победить» все остальные.
«Что исчезло?»
Цель: развитие памяти, наблюдательности. Материал: камни разных цветов и размеров.
Ход игры
Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камешек. Задача ребенка– определить, какой убран камень. Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.
«Я положил в свой рюкзак»
Цель: закрепление названия камней, развитие внимания.
Материал: рюкзак, разные камешки.
Ход игры
Воспитатель рассказывает детям о том, что есть такая профессия – геолог. Он изучает камни, часто ездит в экспедиции, ходит с рюкзаком и специальным геологическим молотком, при помощи которого отбивает кусочки горы – камешки. Пусть дети сядут в круг и представят, что они геологи, которые «складывают» разные камни в рюкзак. Воспитатель говорит: «Я положила в рюкзак гранит», второй участник игры добавляет: «Я положил в рюкзак гранит и кремень», «Я положил в рюкзак гранит, кремень и мрамор» и так далее.
«Подбери камешек»
Цель: закрепление названия природных и искусственных камней.
Материал: разные природные и искусственные камни (мел, кирпич, кремень, агат, и т. д.).
Ход игры
Педагог говорит: «Если бы я был строителем, я бы построил дом из…»; «Если я был бы художником, я бы сделал украшение из…»; «Если бы я был кузнецом, я бы выковал меч из…»; «Если бы я был самолетостроителем, я бы построил самолет из.» и т. п. (дети показывают нужный камень).
«Что для чего»
Цель: знакомство детей с искусственными и природными камнями и изделиями из них.
Материал: карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п., различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др., горные породы и минералы и изделия из них: кристаллы кварца и кварцевые часы, графит и карандаши, медная руда и медная проволока, сера и спички и т. п. Воспитатель предлагает подобрать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов (одному камню может соответствовать одна или несколько картинок).
«Сочиняем рассказы и сказки»
Цель: развитие творчества, связной речи, памяти, мышления.
Материал: разные камешки.
Ход игры
Воспитатель предлагает ребенку выбрать камешек и рассказать о нем сказку или рассказ: где «жил» раньше этот камешек, как он появился на свет, как попал в детский сад, нужен ли он людям. Сочинять можно от лица камня. Можно также составить коллективную сказку или рассказ об одном камне. Или дети встают возле большого камня и сочиняют сказку по очереди. Взрослый предлагает начало: «Далеко- далеко, на самой большой вершине горы, лежал большой- большой, старый камень…». Каждый из детей дает свой вариант продолжения текста. «Ящик ощущений»
Цель: развитие тактильной памяти, внимания.
Материал: ящик ощущений, разные камни.
Ход игры
1-й вариант игры. Положите в ящик несколько предметов, в том числе один - два камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри, и выбрать камни. Спросить у ребенка, по каким признакам определил, что это камень? Пусть скажет, что он чувствует, -какой предмет на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т. д.).
2-й вариант игры. В ящике ощущений лежат только камни (их количество равно количеству детей). Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их.