Карина Николаева
Дидактические игры и пособия из фетра и картона по сенсорному развитию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание
Главная задача взрослого — заинтересовать малыша. Одним из важнейших направлений развития ребенка раннего возраста является развитие его восприятия, или сенсорное развитие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание! Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Публикация «Дидактические игры и пособия из фетра и картона по сенсорному развитию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2022
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Одним из первых пособий, которое появилось в моей группе, стало дидактическое пособие «Любознательные малыши», состоящее из трёх панелей, выполненных из плотного переплётного картона размером 30см*40. Панели оформлены декоративной плёнкой в трёх основных цветах (красный, жёлтый, зелёный) и ярких привлекательных для детей узорах. На панелях представлены игры «Подбери по цвету», «Найди такую же фигуру» (в двух исполнениях-геометрические фигуры на липучках и на магнитах, «где спряталась божья коровка» (на магнитах, «Что спряталось под лепестком», «где у девочки косички». Все материалы разных фактур, имеют разнообразные цвет форму и размер. Данное пособие привлекает малышей яркими цветами, различными текстурами, множеством деталей, которые ребёнок с лёгкостью может перемещать, полностью мобильно и безопасно. Детали крупные, крепятся с помощью липучек и магнитов.
Данное пособие позволяет вовлечь в игру сразу несколько малышей. Яркое, с крупными и безопасными для детей деталями оно уводит в увлекательный мир игры, в котором с помощью воспитателя, малыши познают окружающий мир.
«Модные куколки»
Домик выполнено так же из переплётного картона (высотой 40 см) и декоративной плёнки в 4-х основных цветах (красный, синий, жёлтый, зелёный) декорирован фетром и аппликацией. Куколки изготовлены из пряжи так же в 4-х основных цветах. Куколки парные: мальчики и девочки. Оформлены различными декоративными деталями: бусинами, атласными лентами, пуговками.. Дети с большим удовольствием играют в эту игру (заплетают, расчёсывают куколок).
Так же к игровому пособию есть дополнение, кубик с полями основных цветов, с динамическими паузами. Если на кубике выпадает такая пауза мы все вместе ее делаем, если танцы, то танцуем, если какой то из цветов, соответственно, ищем куколок такого же цвета или предметы в группе соответствующего цвета.
Малыши с огромным желанием и удовольствием вовлекаются в игру с яркими и приятными на ощупь куколками. С помощью воспитателя в процессе игры малыши закрепляют знания об основных цветах, накапливают опыт доброжелательных взаимоотношений. Формируются первичные гендерные представления о различии мальчиков и девочек. Благодаря возможностям данного пособия привлечь к игре возможно, как одного ребёнка, так и всех малышей
«Книжки малышки»-выполнены из фоамирана, с использованием фетра, и тканей различных текстур. Страницы уплотнены картоном. Размер пособия формат А4
Книжки мобильны, все страницы крепятся на молнии, и при необходимости их можно отстегнуть, превратив книжку в несколько игровых панелей. Это позволит задействовать в игре сразу несколько малышей. Все детали данного пособия мобильны, легко крепятся и безопасны для малышей. Различные текстуры позволяют развивать тактильные ощущения, закреплять цвет, форму и размер предметов, положение их в пространстве.
В книжках разнообразные игры, направленные на развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста.
На данном слайде представлена игра «Где у бабочки цветочек» - цветы и бабочки выполнены из тканей разных фактур, декорированы различными бусинами, атласными лентами, пуговками.
Здесь мы видим такие игры как : «Где чей домик» - геометрические фигуры, выполненные в виде животных в соответствующих им цветах и формах
«Звериный пазл»-развивает логическое мышление
«Развесь правильно»-пуговка соответствует цвету фигуры
«Радужные бусинки»- способствуют развитию мелкой моторики рук и пальцев.
Дидактическая игра «Подбери наряд для Кати» и «Одень Ванечку» Одежда изготовлена из фетра основных цветов (красный, жёлтый. синий, зелёный, есть дополнение в виде бантиков для девочки и шапочек для мальчика в цвет одежды.
Все игры направлены на развитие памяти, внимания, логики, тактильных ощущений, речь. Обогащают активный словарь малышей, мелкую моторику рук и пальцев. Развивают воображение.
«Где чей хвостик»
Пособие выполнено из фетра Фигурки крупные, объёмные, имеют разнообразное наполнение (синтепон, гречка, горох рис, звуковые элементы колокольчики)
В ходе занятия малыши узнают, каким бывает хвост – длинным и коротким, большим и маленьким. Запоминают названия животных. Игра полезна не только тем, что развивает внимание и логическое мышление, исследовательские навыки, но и тем, что поднимает настроение, положительно влияет на эмоциональное состояние.
Дидактическое пособие "Осьминожка" направлено на развитие тактильных ощущений. Выполнено из велюровой ткани, картона и синтепона. Для создания щупалец использовались материалы разных фактур: мягкие, жёсткие, гладкие, рельефные. Я считаю, что уникальность игр и пособий, представленных, Вам сегодня, заключается в первую очередь в том, что все игры не только нравятся детям, но и просты в использовании, отвечают запросам раннего возраста. Имеют возможность к дополнению имеющегося материала новыми атрибутами к играм, игрушками и развивающими элементами. Пособия многофункциональны, в некоторых играх возможны варианты усложнения и расширения.
Все представленные мною авторские пособия вызывают положительный эмоциональный отклик у детей.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, развития у детей сенсорных процессов и накопления представлений об окружающем мире.
Буду рада, если мой опыт окажется для вас интересен и полезен.