Марина Фурсова
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
В школу скоро мы пойдем
Цель. Выявлять и закреплять знания детей о жителях леса, обитателях озер, рек, о правилах и экологических законов поведения в природе. Определить степень готовности детей к школе по темам природоведческих предметов.
Материал. Карта дидактической игры, на которой змейкой идет дорожка из пронумерованных кружочков, некоторые из них закрашены в определенные цвета — пункты, к которым прикреплены маленькие конверты с вопросами; игровой кубик.
Задание. Дойти до финиша, правильно отвечая на вопросы.
Правила
Публикация «Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
1. Количество играющих 5 — 6 человек.
2. Пункты с вопросами закрашены в определенные цвета, соответствующие группе вопросов по темам (зеленые —о лесе, синие — о реках, морях и их обитателях, красные — о правилах, экологических законах и т. д.).
3. Тот, кто правильно ответил на вопрос, может двигаться дальше по стрелке; при неправильном ответе нужно вернуться на несколько кружочков назад; тот, кто не знает ответа, остается на месте и думает.
4. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу —дому знаний, школе.
Алгоритм проведения
1. По дорожке от старта до финиша дети продвигаются при помощи игрового кубика (одна точка —один шаг). Если кружочек, на котором остановился ребенок, не окрашен в специальный цвет, то ход делает следующий игрок; если же кружок окрашен в синий, зеленый, красный цвет, педагог открывает соответствующий конверт с вопросами.
Примерные вопросы о лесе:
— Какие съедобные ягоды растут в лесу? (Черника, малина, голубика, земляника и т. д.)
— Какую птицу называют санитаром леса? (Дятла.)
— Какие съедобные грибы можно найти в лесу? (Подберезовик, подосиновик, опята, сыроежки и т. д.)
Примерные вопросы о реках, морях и их обитателях:
— Какие рыбы водятся в реках? (Щука, сом, окунь, судак и т. д.)
— Где в природе встречается соленая вода? (Вморях, океанах и т. д.)
Примерные вопросы о правилах, экологических законах:
— Можно ли из леса приносить птенцов домой, чтобы с ними поиграть? (Нет.)
— Почему в лесу можно ходить только по тропинкам? (Чтобы не наступить на маленьких обитателей леса, спрятавшихся в траве, и т. п.)
— Как нужно вести себя в лесу?
— Зачем нужен лес?
2. В конце игры подводится итог.
Рыбы морей и океанов
Цель. Выявить знания детей о рыбах морей и океанов, об их строении, особенностях среды обитания (соленая вода). Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, как окраска рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей морей и океанов. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.
Материал. Дидактическая картина по теме; вырезанные изображения рыб морей, океанов и рек.
Задание
1. Внимательно рассмотреть предложенных рыб.
2. Выбрать из них рыб морей и океанов, назвать их.
3. Поместить пресноводных рыб в водоем —в определенное место, где любит обитать речная рыба.
4. Объяснить, почему мы не можем поместить рыб морей и океанов в реку.
Правила
1. Количество играющих не должно превышать 4—5 человек.
2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил на дидактическую картину пресноводных рыб.
Алгоритм проведения
1. Педагог предлагает рассмотреть картину и предложенных рыб.
2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.
3. Дети по очереди заполняют водоем рыбами.
4. Рассказывают о рыбах морей и океанов, их особенностях.
5. В конце игры подводится итог.
Лесной город
Цель. Показать детям, что лес —это целый город, состоящий из своих особенных домов: каждое дерево, куст, травинка —это укрытие, дом, жилье для живых существ, обитающих в данной среде. Познакомить детей с понятием «ярусов» леса, на которых проживают лесные жители. Посредством «лифта» познакомить с предпочтениями живых существ к условиям проживания на определенной высоте.
Материал. Красочная картина лесного ландшафта; карточки с изображением лесных жителей; «кабинка лифта»; обозначение шагов (перышки, следы и т. п. — в зависимости от того, какое животное сопровождает вас по определенной высоте).
Задание. Дойти до конца маршрута, отвечая на вопросы педагога.
Правила
1. Количество играющих от 4 до 8 человек.
2. Запрещено менять выбранного героя на протяжении всей игры, играть только на высоте своего героя.
3. Проходить по лесу строго по условным знакам.
4. Бросая игровой кубик, дождаться его полной остановки, подсчитать точки на остановившейся стороне, количество шагов, пройденных по карте по условным знакам, должно соответствовать количеству точек, выпавших на кубике.
5. За правильный ответ на вопрос педагога ребенок имеет право продвинуть своего героя на два шага вперед, за неправильный — один шаг назад, за неправильное поведение по отношению к другим игрокам—по два шага назад после каждого замечания.
6. Выигрывает тот, кто первым дойдет до конца игры и правильно ответит на вопросы педагога по теме.
Алгоритм проведения
1. Педагог разворачивает перед детьми карту игры, предлагает внимательно рассмотреть ее и проследить маршруты продвижения по игре.
2. В начале маршрута нарисовано дерево, символизирующее многоквартирный дом, на нем прикреплена кабина лифта, которая по нитям- канатам может двигаться вверх и вниз.
3. Педагог настраивает детей на игру, рассказывает им, что лес — это целый город, в котором живут самые разные живые существа, но живут не где попало, а в строго определенных местах. У каждого из них есть своеобразная квартира. В гости к ним можно подняться на «лифте». Педагог знакомит детей с «кабинкой лифта», с помощью которого можно подняться на любую высоту и не только встретиться с обитателями леса, но и — с их помощью — совершить путешествие.
4. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
5. Поднимаясь на «лифте» вверх, дети выбирают одного из лесных жителей, живущего на определенной высоте.
6. По очереди бросая кубик, дети продвигают выбранного жителя по карте леса. Когда ребенок попадает в гости к тому или иному жителю леса, педагог задает заранее подготовленные вопросы по каждому живому существу.
Примерные вопросы о животных:
— Почему лягушек называют земноводными?
— Как ведет себя ежик в момент опасности?
— На каком ярусе можно встретиться с медведем?
Примерные вопросы о птицах:
— Какие материалы используют птицы для строительства гнезд?
— На каких ярусах можно встретить птиц? (Почти на всех.)
Примерные вопросы о насекомых:
— Сколько пар ног у насекомых?
— Кто такой короед?
— Кому короед опасен?
— На каком ярусе можно встретиться с гусеницей? Почему?
7. В процессе игры, двигаясь по определенному маршруту, дети знакомятся не только с обитателями своего яруса, но и с другими обитателями леса.
8. В конце игры подводится итог.
Паутина жизни
Цель. Познакомить детей со взаимосвязями среди живых объектов в определенной экосистеме: на примере небольшого участка леса протянуть нити-связи между обитателями таким образом, чтобы получилась паутина питания между живыми объектами.
Материал. Изображение фрагмента леса; карточки с изображением живых существ, населяющих данный участок природы. На карте игры установлены нити для будущих связей между объектами живой и неживой природы.
Задания
1. В начале игры определить имя живого существа по загадкам и месту обитания.
2. Найти его среди изображенных на карточках и расположить карточку на участке леса.
3. Соединить объекты нитями взаимосвязей.
Правила
1. Количество играющих 5—6 человек.
2. Победителями становятся дети, которые правильно ответили на вопросы педагога и правильно соединили объекты.
Алгоритм проведения
1. Педагог показывает детям карту игры, объясняет правила и задание, предлагает отгадать загадки.
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)
Мех его на удивленье.
Словно бархат, круглый год.
Роет он с большим терпеньем
Под землею длинный ход. (Крот)
Кто это маленький,
В земле живет,
На «ч» начинается,
На «к» заканчивается? (Червяк)
2. Ребенок, отгадавший загадку, получает в руки карточку с изображением животного, о котором была загадка. (Таким образом, на 5—6 игроков нужно заготовить 5—6 загадок и 5—6 отгадок —карточек с изображением животных.)
3. Педагог обращает внимание детей на то, что поставить каждое живое существо на карту игры нужно таким образом, чтобы рядом с ним было множество нитей, каждую из которых впоследствии нужно соединить с теми объектами, в которых нуждается данное существо.
4. Дети по очереди соединяют нити с объектами (1 ход—1 нить- связь, ребенок объясняет, почему он соединил живое существо с этим объектом. Так постепенно вырисовывается паутина взаимосвязей между объектами живой и неживой природы.
5. На конечном этапе все представители живого сообщества оказываются соединенными между собой нитями взаимосвязей; получается наглядная картина, показывающая, что все жители леса связаны между собой и окружающей средой.
6. В конце игры подводится итог.