Елена Турукина
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
1. «Угадай по описанию»
Цель: учить задавать наводящие вопросы
Играют две команды. Ведущий берет карточку, никому не показывая. Дети, задавая вопросы, должны отгадать, какое животное там изображено. Например: у него есть рога? Шерсть длинная? Молоко дает? Крупное? Коза. Сначала отгадывает одна команда, затем другая. В случае неправильного ответа отвечает другая команда. Команда, отгадавшая большое количество животных считается победителем.
Публикация «Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
2. «Похож-непохож»
Цель: сравнивать животных, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию.
Ребенок описывая два животных, дети отгадывают. Угадавший продолжает игру. Например: большие, хищники, выпускают когти, один полосатый, другой с гривой (тигр и лев).
3. «Кто живет на Севере»
Цель: уметь ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Перед водящим карточки с изображением животных Севера (лицевой стороной вниз). Водящий показывает карточку детям, сам не смотрит что изображено. Затем задает вопросы детям, стараясь отгадать животное. Например: - У животного мохнатая шерсть?
- Нет.
- У него длинный хвост?
-Да.
- Оно может находиться долго в воде?
- Это нерпа?
- Да.
4. «Охотники»
Цель: классифицировать и называть животных и птиц.
Один из играющих стоит у черты (это его дом, произнося слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на…», делает шаг вперед и называет какого-нибудь зверя и так при каждом шаге. Нельзя повторяться. Победителем считается тот, кто дошел до леса (противоположной черты) первым.
5. «Зимовье зверей и птиц»
Цель: закреплять знания о зимующих животных: чем питаются и где спят.
Участвуют две команды. Игрокам раздают фишки (круги с изображением животных). По очереди игроки подбегают к карточкам, на которых изображено место зимовки и пища животного. Необходимо положить свою фишку на соответствующую карточку. Выигрывает команда безошибочно справившаяся с заданием.
6. «Строим зоопарк»
Цель: расширять знания о диких животных, закреплять знания о профессии строителей.
Участвуют две команды по 4 -5 игроков. Каждый игрок получает игрушку – животного, для которого надо построить вольер. Затем игроки меняются местами и пытаются отгадать, кому предназначен данный вольер (кладут в вольер картинку – отгадку). Сильнейшей считается команда, получившая большее количество очков за правильные ответы.
7. «Перелетные – зимующие»
Цель: различать и называть перелетных и зимующих птиц.
Справа – лавочка, слева – начерченная линия. Ведущий называет птиц, если они перелетные, то дети «летят» за линию, если зимующие, то садятся на лавочку. Ошибающиеся выбывают из игры.
8. «Перелетные птицы»
Цель: закрепить название перелетных птиц.
Участвуют две команды. У каждой – «дерево» и наборы плоскостных птиц. По сигналу команды должны «посадить» на дерево только перелетных (зимующих) птиц. Выигрывает команда, правильно и быстро выполнившая задание.
9. «Что за птица?»
Цель: учить описывать птиц (диких и домашних) и по характерным признакам их узнавать.
Ведущий описывает загаданную птицу нараспев:
- Есть у меня птица вот, такая вот такая! – показывает руками, какой она величины.
Дети: - Летит, летит птица, к нам летит!
- Крылья у птицы вот такие, вот такие! – показывает величину крыльев.
Дети: - Летит, летит птица, к нам летит!
- Клюв у птицы вот такой, вот такой! - показывает величину клюва.
Затем ведущий говорит, в каком гнезде живет птица, чем питается, какое у нее оперение: «Какая птица к нам прилетела?». Кто первым отгадаем правильно, становится ведущим.
10.«Река – море»
Цель: закреплять умение различать морских и речных обитателей.
На асфальте мелом нарисовать реку и море. У каждого ребенка на шее значок с изображением водных обитателей. По сигналу дети должны найти свое место: морские обитатели – море, речные – реку. Выигрывает та команда, которая быстрее соберется.
11.«Найди дерево по листу»
Цель: находить целое по его части.
Ведущий раздает детям опавшие листья с дерева. По сигналу они ищут свое дерево. Выигрывает, тот ребенок, который быстро нашел нужное дерево.
12.«На каком дереве белкина кладовая?»
Цель: закреплять название хвойных деревьев.
Ведущий сообщает, что белочка проснулась и захотела подкрепиться, но не может вспомнить, на каком дереве у нее припасы. Играют две команды. Перед ними плоскостные деревья. У каждого игрока игрушечные белки. Ведущий описывает дерево (ель, сосна, туя, пихта, лиственница, кедр, дети должны посадить белку под соответствующее дерево (задание выполняют по одному игроку из каждой команды). Если ответ неверный, то игрок забирает белку обратно. Выигрывает команда. У которой все белки остаются под деревьями.
13.«Первоцветы»
Цель: закрепить название первых весенних цветов.
Участвуют 2 -3 команды. Перед игроками – перевернутые «рубашкой вверх» карточки с нарисованными цветами. Игроки по очереди подбегают у столу, берут любую карточку и возвращаются назад. По окончании игры подсчитывается количество карточек с первоцветами. Выигрывает команда. Набравшая большее количество таких карточек.
14.«За каким деревом спряталась матрешка?»
Цель: уточнить названия комнатных растений.
Ведущий прячет матрешку – дети находят. Фишку получает ребенок, правильно назвавший комнатное растение, за которым спрятали матрешку.
15.«Что сначала, сто потом?»
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о выращивании с/х культур.
Участвуют 2 -3 команды. По очереди дети подбегают к своим карточкам и по одной раскладывают, соблюдая последовательность событий. Например: Как выращивают яблоки? Вначале ставят картинку с саженцем, привязанным к палочке (поливка его, затем – молодое деревце, взрослое дерево (обрезка его, цветущее дерево, дерево с незрелыми плодами (опрыскивание его от вредителей, плодоносящее дерево (уборка урожая, яблоки в магазине (свежие и консервированные). Побеждает команда. Быстро и правильно выполнившая задание.
16.«Кто потрудился?»
Цель: расширять знания детей о труде людей.
Играют две команды. На столе лежат различные предметы. По очереди из каждой команды подбегает игрок к столу, берет предмет и называет ведущему профессию человека, сделавшего этот предмет. Если ответ правильный. То игрок забирает его с собой. Побеждает команда, набравшая большое количество предметов.
17. «Мы-строители»
Цель: расширять знания детей о строительных профессиях
Играют две команды. Перед игроками на подносах лежат предметы, связанные со строительными профессиями. Игроки по очереди подбегают, берут предметы и выполняют соответствующие манипуляции с ними. Команда, быстро выполнившая задание, считается выигравшей.
18.«Ремонтная мастерская»
Цель: закреплять знания детей о составных частях машины (автомобиля, самолета, корабля)
Играют две команды. На противоположной стороне веранды лежат плоскостные части машин. Игроки по очереди собирают предложенный транспорт. Команда, быстро выполнившая задание, считается выигравшей.
19.«Доставка посылок»
Цель: обогащать знания детей о работе почты.
Участвуют две команды. Игрокам необходимо доставить посылку в другой город на разном транспорте (поезд, самолет, машина) На поезде : дети становятся «паровозиком», у последнего игрока в руках посылка. На самолете: у третьего игрока посылка, первый поднимает руки в стороны, а последний – вверх, соединив ладони. На машине: водитель и сопровождающий (держит посылку) стоят рядом под руку, остальные – полукругом, держась за руки, крайние игроки держатся за водителя и сопровождающего. Выигрывает команда, первой доставившая посылку.
20.«Кому что нужно?»
Цель: расширять представления о людях разных профессий
Участвуют две команды. На противоположной стороне стоят кубы, на которых в коробках находятся карточки, чуть дальше (на 1 метр) в корзинах – инструменты, соответствующие профессиям людей, изображенных на карточках. Игроки должны подбежать к стульям, взять любую карточку, затем подбежать к корзине и. выбрав соответствующий инструмент, вернуться с ним назад. Выигрывает команда, быстро и правильно выполнившая задание.
21.«Космонавты – исследователи»
Цель: уточнить и расширить знания детей о работе космонавтов.
Участвуют 3-4 команды по 4 игрока. Два игрока держат обруч – космический корабль (капитан и борт инженер, два – внутри обруча (исследователи, будут фотографировать Землю из космоса (в руках листы бумаги в клетку 5*5 см на твердой основе, простые карандаши или восковые мелки). Пока корабли совершают полет в разных направлениях, исследователям надо нарисовать,что они видят. Корабли, облетев Землю (участок, встречаются в исходной точке. Побеждает команда, сделавшая большее количество четких (понятных) фотографий.
22.«Мой город»
Цель: уточнить и расширить знания детей о достопримечательностях города.
Участвуют 2 игрока. У каждого равное количество фотографий. По очереди игроки описывают изображение своему сопернику, который должен отгадать, что изображено на фото. Если ответ верный, то угадавший игрок забирает фото себе, если нет – откладывает фото в сторону. Выигрывает участник, набравший большее количество фотографий.