Елена Конторщикова
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Город Москва»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления о Москве – главном городе, столицы России.
Задачи: Образовательные:
- формировать знания о Москве, её основных достопримечательностях; - дать детям элементарные понятия об историческом прошлом Москвы, о её возникновении;
- расширять словарный запас:
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, любовь и уважение к Москве, восхищение его красотой;
- формировать первые ростки патриотизма, гражданственности;
- воспитывать культуру поведения на занятиях.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром „Город Москва“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Московская область, город Москва
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, умение подбирать рифмы в двустишиях;
- развивать интерес к архитектуре города.
Дидактическое оснащение:
большие видовые фотографии достопримечательностей Москвы; аудизапись «Москва, златые купола».
ЛИТЕРАТУРА: Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом». М., Творческий центр, 1999.
Новиковская О. А. «Комплексные занятия с детьми». С-П., Паритет, 2006.
Кончаловская Н. Наша древняя столица– М. : Воениздат, 1996.
Ход занятия
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Встаньте рядышком друг с другом, - словно месяц полукругом. И ответьте мне на вопросы:
- В какой стране мы живём? (в России)
Как называется город - столица России? (Москва)
Мы много говорили об этом городе, рассматривали иллюстрации достопримечательностей.
Нравится ли вам этот город? (да)
А много ли вы его знаете о нём?
Сейчас мы это проверим.
- А хотите отправиться на экскурсию по этому городу?
2. АВТОБУСНАЯ ЭКСКУРСИЯ
- Посмотрите на стулья, поставленные в два ряда, как сидения в автобусе. Это наш автобус. Садитесь на стульчики и сейчас мы отправляемся на экскурсию по Москве. Я сяду на стул, который стоит впереди, лицом к вам, я буду экскурсоводом, и буду показывать вам разные памятники и здания города.
На экскурсию мы едем –
Этот город узнать хотим.
Вдоль по улицам проедем
И в окошко поглядим.
(вращают руками, как будто держат руль, слегка разводят руки в стороны, а затем поворачивают голову направо и налево.)
Стоп! Смотрите прямо –
Что же перед вами?
(показывает большую фотографию МГУ)
На экскурсию мы едем –
Этот город узнать хотим.
Стоп! Смотрите прямо –
Что же перед нами?
(показывает большую фотографию цирка на Вернадском)
На экскурсию мы едем –
Этот город узнать хотим.
Стоп! Смотрите прямо –
Что же перед нами?
(показывает большую фотографию памятника Ю. Долгорукому)
Аналогично в ходе игры показываю детям фотографию памятника А. С. Пушкину.
- А. С. Пушкин – великий русский поэт. И о Москве он тоже писал стихи.
- Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
2.1 СОЧИНЯЕМ СТИХИ
- Город Москва так красив, что о нём хочется говорить стихами. Помогите мне придумать стихи про наш любимый город. Я буду говорить рифмовку, а вы подбирать последнее слово-рифму. (Если у детей будет вызывать затруднение самостоятельный поиск рифмы, то предложу им на выбор два слова. Для этого прочитаю рифмовку, вставив место многоточия сначала первое слово, а затем второе. Спрошу о том, какой стишок им больше понравился.)
Лебеди плавают в старом пруду.
Часто гуляем мы в Ботаническом….(парке или саду)
Всех любознательных людей
Приглашаем мы в ….(зоопарк или музей)
Великий творец
Создал Кремлёвский …. (сад или дворец)
Над Москвой-рекою в полный рост
Поднялся Бородинский …. (флаг или мост)
От зари и до зари
Горят на Арбате …. (фонари или лампы)
Не могу найти слова,
Так люблю тебя ….(столица или Москва)
- Молодцы! Экскурсия продолжается.
На экскурсию мы едем –
Этот город узнать хотим.
Стоп! Смотрите прямо –
Что же перед нами?
(показывает большую фотографию Красной площади)
- Вот мы приехали в центр нашей столицы – на Красную площадь. Здесь расположена главная крепость нашего города – Кремль.
Здесь проходят парады и демонстрации. Я предлагаю выполнить спортивными упражнениями с флажками под музыку О. Газманова «Москва, златые купола».
(вос-ль включает аудиозапись)
2.2ИСТОРИЯКРЕМЛЯ. Москва! Можно ли представить, что когда-то её не было? И ведал ли владимирский князь Юрий Долгорукий, что городок, который он основал, ждёт великая судьба и что станет он столицей России? Нет, конечно, князь этого не знал. Ведь тогда Москва только начинала строиться. Как вы думаете, из какого материала строили москвичи дома, городские стены, храмы? (Из дерева.) Правильно, ведь вокруг были густые леса. По-слушайте, как об этом рассказывает поэт Н. Кончаловская, и посмотрите, как изобразил строительство Кремля художник А. Васнецов. (Выставляет репродукцию картины «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля в XII веке».)
Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город - деревушка,
На пригорке – церковушка
,Кучка княжьих теремов
Да десятка два домов.
Город развивался и богател. На Москву не раз нападали враги, сжигали крепостные стены.
Хан Батый наделал бед,
Но прошло немного лет -
И на старом пепелище,
На кремлёвском городище
Вырастают снова срубы
С крепостной стеной из дуба.
За стеною - терема,
И амбары, и дома,
Белокаменные храмы
С золотыми куполами.
И Москва назло всем ханам
Засияла красотой.
Управлялась князь Иваном -
Князь Иваном Калитой.
(Выставляет репродукцию картины «Московский Кремль при Иване Калите».)
Красивым получился новый город, но недолго он простоял, у деревянных стен кремлёвских был опасный враг - огонь.
Раз в засушливое лето
Загорелось что-то где-то,
И пополз огонь бедой
В слободу за слободой.
Тын за тыном, дом за домом,
По лачугам, по хоромам -
До Кремля огонь добрался,
По дворцам разбушевался.
Велика была Москва -
Да сгорела вся дотла!
Как вы думаете, что стали делать москвичи, когда почти все постройки сгорели? (Стали строить новые дома и стены.)
(выставляет репродукцию картины «Московский Кремль при Дмитрии Донском»). А из какого материала строили, опять из дерева? (Из камня.) Верно, из белого камня.
И прошло сто тридцать лет,
Прежде чем увидел свет
Кремль Московский,только новый,
Не дубовый, не сосновый:
Дмитрий-князь, Ивана внук,
Переделал всё вокруг.
Для Кремля с каменоломни
Возят камень целый год.
И былой стене на смену
Строит каменную стену,
Строит башни и мосты
Внук Ивана Калины.
Новый Кремль построен так,
Что войти не может враг:
Стала крепостью столица
На высоком берегу.
Простояли белокаменные стены 117 лет. А затем итальянские архитекторы предложили укрепить их кирпичной кладкой. (Выставляет репродукцию картины «Кремль при Иване III».)
Для построек москвичи
Стали делать кирпичи.
Князь Иван Васильевич Третий
Русским людям услужил –
Перестроил стены эти
Рвом глубоким окружил.
Девятнадцать грозных башен
Простояли пять веков,
Никакой им враг не страшен,
Сколько б ни было врагов.
Сохранились эти стены.
До сих пор они стоят
Неприступны, неизменны.
Как и пять веков назад!
Вот мы и познакомились с историей Московского Кремля, увидели, как менялся его облик.
Продолжаем нашу экскурсию.
Аналогично в ходе игры показываю детям фотографии Триумфальной арки, Поклонной горы.
Вот и подошла наша к концу наша экскурсия
2.3. САМЫЙ-САМЫЙ
- Я убедилась в том, что вы все знаете и любите этот город - Москва. Значит, вы настоящие россияне. А какой же россиянин не знает о самом-самом важном и интересном в этом знаменитом городе! Сейчас я буду начинать фразы, а вы их закончите.
- Самая главная река этого города …. (Москва-река)
Самая главная крепость (Кремль)
Самый главный проспект …. (Арбат)
Самый главный дворец …. (Кремлёвский)
Самый главный памятник …. (Ю. Долгорукову)
Самый главный сад ….(Александровский)
Самая главная площадь …. (Красная)
(если дети затрудняются с ответом, вос-ль сам отвечает)
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Сегодня мы с вами совершили экскурсию по нашему любимому городу Москве. Вспомнили достопримечательности Москвы, сочиняли стихи о Москве.