Татьяна Овчинникова
Дидактические игры по ознакомлению детей с «Декоративно-прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ
Дидактическая игра «Назови правильно»
Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.
Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»
Публикация «Дидактические игры по ознакомлению детей с „Декоративно-прикладным искусством“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: Закрепить умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, загадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.
Дидактическая игра «Составь хохломской узор».
Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.
Настольная игра «Домино».
Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновывать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.
Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.
Дидактическая игра «Городецкие узоры».
Цель: Закрепить умение детей составлять городецкие, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.
Дидактическая игра «Распиши платок».
Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т. д., умение подбирать цветовую гамму узора.
Дидактическая игра «Художественные часы».
Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор.
Дидактическая игра «Собери гжельскую розу».
Цель: Закрепить умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес к гжельскому промыслу.
Дидактическая игра «Собери матрешку», «Найди домик матрешки».
Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке – матрешке; умение собирать матрешку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Дидактическая игра «Чудо – узоры».
Цель: Закрепить знания детей о характерных изобразительных приемах народных промыслов, развитие восприятия, памяти, внимания.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ
«Семья»
Цель:
• воспитывать уважительное и доброе отношение членов семьи друг к другу;
• учить выстраивать сюжет игры, распределять роли;
• закреплять дружеские отношения между детьми
«Мы идем в гости»
Цель:
• закреплять правила этикета, поведения в гостях;
• учить вежливости.
«К нам пришли в гости»
Цель:
• воспитывать у детей гостеприимство;
• закреплять правила этикета при приеме гостей;
• объяснять смысл слов «хлебосольство», «радушие».
«Помогаем родителям»
Цель:
• закреплять распределение обязанностей в семье;
• воспитывать уважение к родителям, желание помочь им в выполнении домашних дел, ответственности за полученное дело.
«Экскурсия по музею народных мастеров»
Цель:
• развивать навыки связной речи;
• отрабатывать ролевое поведение экскурсовода и экскурсантов;
• учить грамотно задавать вопросы и делиться мнениями об увиденном
Сюжетно-ролевая игра «Музей»
Цель: формирование умений создавать сюжет игры, развёртывать действия, связанные с профессией экскурсовода, эксперта-оценщика, хранителя музея; принятие роли и игровой ситуации, образа; построение сюжета согласно теме.
Задачи: 1. Познакомить с профессиями «экскурсовод», «реставратор», «архивариус», «эксперт оценщик», «директор», «художник», «хранитель музея».
2. Учить варьировать ход игры при изменении сюжета.
3. Формировать доброжелательное отношение к людям, работающим в музее.
4. Приучение к соблюдению норм и правил поведения в обществе.
5. Повлиять на эмоциональный и духовный мир ребёнка средствами многократного повторения действий взрослых.
6. Развивать психические процессы: воображение, творческое мышление, память, внимание.
7. Активизировать словарный запас ребёнка, знакомство с новыми словами «архивариус», «хранитель», «музейный фонд», «реставратор», «краеведческий музей», «изобразительное искусство», «мольберт», «палитра», «экскурсанты», «экспонат», «Кунсткамера» и т. д.
8. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию. Воспитывать уважение к труду работников музея, закреплять правила поведения в общественных местах.
Оборудование для игры «Музей» :
• Игровая зона "Музей" ( включает: рисунки детей – экспонаты, организованные в экспозицию, билетная касса).
• Стол реставратора (лупа, краски, кисти, мольберт, нож, ножницы, холст, пробирки и др.)
• Рабочее место художника (кисти, краски, мольберт, атрибуты художника, холсты, палитра и пр.)
• Рабочее место скульптора (глина, стеки, чашка с водой, кисти)
• Таблички и подписи для обозначения разделов выставки, схемы музея, указка для экскурсовода
• Детский фотоаппарат Вид игры : игра на общественную тему.
Игра «Музей»
Цель: Раскрытие смысла деятельности работников музея. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к музейным работникам. Игровой материал: рисунки детей – экспонаты, лупа, краски, кисти, мольберт, нож, ножницы, холст, пробирки, атрибуты художника (берет, шарф, глина, стеки, чашка с водой, таблички и подписи для обозначения разделов выставки, схемы музея, указка для экскурсовода, детский фотоаппарат. Подготовка к игре. Экскурсия в областной музей изобразительных искусств. Беседа с персоналом музея. Чтение произведений о музее (рассказ «Посещение музея – роскошь», стихотворений школьников о школьном музее «Музею посвящается», «Ода», стихотворение С. Михалкова «В музее В. И. Ленина») Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. Знакомство с новыми терминами, объяснение их значений, закрепление. Игровые роли: экскурсовод, экскурсант, реставратор, архивариус, эксперт, художник, хранитель, экскурсант. Ход игры : Подготовку к игре воспитатель начинает с экскурсии музей и беседы с персоналом. В музее надо показать детям разделы экспозиции, схему их расположения в здании музея, рабочие места реставратора, эксперта, архивариуса. На протяжении всей экскурсии педагог стремится создать положительный отклик в детях, сформировать любовь к «вечным ценностям», обогатить духовный мир ребёнка. После посещения музея необходимо повести с детьми итог экскурсии. Поводом для этого может быть рассматривание открыток, рисунков. Воспитатель задает детям вопросы о том, что они увидели, услышали, подталкивает их к расспросам, обсуждению. В детском саду педагог проводит занятие по изобразительному искусству с целью создания экспонатов для предстоящей выставки. Также для подготовки к игре педагог читает детям произведения о музее: «Посещение музея – роскошь», стихотворений «Музею посвящается», «Ода» школьников г. Череповец, стихотворение С. Михалкова «В музее В. И. Ленина» и т. д. А также рассказывает о знаменитых музеях мира, страны более подробно останавливается на музеях родного города Кемерово, демонстрирует иллюстрации. Затем в беседе предназначение музея, его значение в истории стран, роль в нравственном и духовном воспитании. После этого педагог призывает детей помочь ему в изготовлении атрибутов для игры : табличек, схем экспозиции. Для организации игры воспитатель в качестве игрового материала может использовать работы детей (рисунки, поделки для выставки, «Набор художника» (кисти, краски, холсты, мольберт, палитра и пр.) Для первой игры воспитатель вместе с детьми организует выставку детских работ, при этом каждая из них должна быть подписана, на экспозиции должно быть название и схема, у экскурсовода должен быть бейджик и указка. Во время первой игры роль экскурсовода берет на себя воспитатель. Он показывает детям не только игровые приемы, но и игровые возможности роли и, что тоже чрезвычайно важно, помогает им наладить контакт в ходе игры. Будучи экскурсоводом, педагог разговаривает с экскурсантами, показывая детям, как необходимо вести диалог, игровые взаимодействия. В первый день достаточно ролей экскурсантов и экскурсовода. На следующий день воспитатель уже может поручить роль экскурсовода детям группы, а на себя берет роль другого специалиста музея. И так постепенно вводя новые роли, тем самым педагог старается показать взаимодействия между персоналом музея, показать их роли и значение в функционировании музея. При последующих играх роли работников музея поручаются детям, но только после того, как они были проиграны самим воспитателем. Это необходимо для знакомства детей с новыми профессиями, усвоения их работы, запоминания основных функций. С каждой новой игрой возможно добавление новых персонажей для обогащения игры и вовлечения большего количества игроков с разными ролями. Так же можно играть как в музей изобразительных искусств, краеведческий музей, музеи народных промыслов, создавая при этом каждый раз новые экспонаты для выставки. В итоге всей подготовки должна получиться игра с ходом сюжета от создания экспоната художником или скульптором до показа её экскурсантам, т. е. должно быть взаимодействие всех профессий (художник создаёт произведение искусства, отдаёт работу на экспертизу, эксперт передаёт для учёта архивариусу, позже она выставляется на экспозицию, где экскурсовод рассказывает о ней, потом реставратор работает над ней и в заключении она сдаётся хранителю и т. д.) Приложение 6 Словарь терминов Архив - учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее приём, комплектование и хранение архивных документов в интересах пользователей. Архивариус - хранитель или сотрудник архива. Изобразительное искусство - специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры. Краеведческий музей – музей об истории края. Мольберт - подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. К вариантам мольберта относятся треножные мольберты, известные уже в античную эпоху, и мольберты, состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на горизонтальном основании. Палитра - небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки. Реставратор - специалист по реставрации. Реставрация - процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Художник - человек, занимающийся изобразительным искусством. Экскурсии - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п. ; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Экскурсант - участник экскурсии. Экскурсовод - специалист по проведению экскурсий. Эксперт-оценщик - специалист, дающий заключение о подлинности и стоимости экспоната. Экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений. Организацию экспозиции можно разделить на три метода - коллекционный, ансамблевый, иллюстративно -тематический. Экспонат - предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.
Список использованной литературы: 1. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki 2. World Art - https://www.world-art.ru/lyric/lyric.php? id=14666 3. Музей и дети - https://nsportal.ru/muzei-i-deti