Галина Романова
Опыт работы на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
К самым тонким оттенкам природы,
К самым сочным краскам земли
Прикоснулись руки народа и
И секрет волшебства обрели.
Все красоты родных просторов
Чудеса мастеров таят,
В светлой музыке русских узоров
Расцветает народный талант.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Темочки
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.
В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение. Вещи оказывают большое воспитательное воздействие. По словам В. А. Фаворского, восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека «со стеклянных бус на шее матери, с кувшина воды, с посуды на обеденном столе». Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает нам культурный уровень.
Формообразование каждой вещи определяется ее прикладным, то есть чисто практическим назначением, что каждая часть вещи играет предназначенную ей роль в «работе» нераздельного целого. Это соответствие предмета его назначению, соподчинение частей, то есть целесообразность, вызывает у человека положительные эмоции, чувство признательности вещи и ее творцу. Создатель полезной вещи стремится наделить ее эстетическими качествами. Такое эстетическое преобразование прикладных вещей осуществляется декором, то есть украшением формы и ее поверхностей с помощью специальной художественной обработки. Вещь становится не только материально полезной, но и духовно значимой. Созданная руками умельца, она несет на себе отпечаток многогранной человеческой личности, ее материальных и духовных нужд, а поэтому приобретает значения художественного произведения.
«Что побуждало людей, - спрашивал М. Горький, - придавать обыденным, полезным вещам «домашней утвари», посуде, мебели прекрасные формы, яркую расцветку, затейливую резьбу, что вообще побуждало людей украшаться и украшать?». И отвечал: «Стремление к совершенству формы… Людям, работающим над изменением вещества, материи, доступна величайшая из радостей – радость творцов нового, необыкновенного».
Таким образом, учитывая всю значимость и важность народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии, мы решили изучить эту тему более углубленно. Для нас эта тема более близка.
Проанализировав знания и умения детей, пришли к выводу, что им интересна тема декоративно-прикладного искусства, но у них нет определенных знаний и не достаточно освоены соответствующие умения и навыки такие, как знание техники рисования народных мастеров.
Поэтому мы поставили перед собой цель: развивать художественно-творческие способности детей средствами изобразительной деятельности на материале народного декоративно-прикладного искусства.
И определили следующие задачи:
1. Расширить представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства. Научить детей замечать и выделять основные средства выразительности изделий различий народных промыслов.
2. Показать взаимосвязь искусств: народного декоративно-прикладного, устного и музыкального.
3. Закреплять умение рисовать декоративные элементы (точки, кружки, полоски, ягодки, завитки и др.)
4. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа.
Актуальность
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Особую роль народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников отмечали многие отечественные ученые (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, В. Я. Езикеева, Н. С. Карпинская, Е. Г. Ковальская, В. М. Федяевская, Н. Б. Халезова, В. Н. Чуракова, З. Я. Богатеева, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и др.).
Е. А. Флерина одна из первых выступала за активное использование народного искусства, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров.
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала и Н. П. Сакулина, считавшая, что детям дошкольного возраста близки и понятны изделия мастеров разных видов декоративного искусства (роспись, резьба, вышивка, игрушки).
К. Д. Ушинский отмечал, что народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на коммерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. Но это чуждо природе детской, в натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот не замутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм представляют перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Практическая значимость
В настоящее время народное искусство, и это отрадно, широко используется в художественном воспитании детей. Подлинные изделия различных промыслов и современные произведения декоративного искусства используются и на занятиях, и в оформлении детских садов.
Следовательно, художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, так как занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления памяти детей, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. А это означает, что, развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания. И помнить, что именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
Развивая культуру эстетического воспитания ребенка, педагог одновременно формирует у него потребность самому создавать узоры, украшать предметы, рассматривать новые узоры и высказывать свои оценочно-эстетические суждения при восприятии предметов окружающей действительности.
При рассматривании предметов декоративно-прикладного искусства необходимо учить детей видеть их наиболее характерный признак и сравнивать с теми предметами, где данного признака нет.
Например, сравнить дымковскую игрушку и ее не расписанную заготовку, хохломскую ложку с обычной деревянной.
Так педагог учит детей видеть характерные признаки окружающих их предметов, понимать их утилитарное назначение и декоративную ценность.
В процессе ознакомления с народным искусством желательно показать, если это возможно, как работает мастер того или иного промысла; предложить понаблюдать за тем, как лепит и рисует педагог. В результате у детей усиливается интерес к работе, появляется желание что-то сделать самому.
Средствами декоративного рисования решаются задачи эстетического, нравственного, интеллектуального воспитания и одновременно – подготовка руки к письму.
Овладение необходимыми для декоративного рисования техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т. п., а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развивать чувство ритма. Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах, завитки и травка напоминают крючки; прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые – элементы букв б, ч и др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.
Таким образом, декоративное рисование можно использовать при решении воспитательных и образовательных задач.
Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок, по сути, представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в соответствии с его представлениями о добре и красоте.
Во-вторых, волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребенка радость и бодрость. Малышам более понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.
В-третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
В-четвертых, детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребенка.
В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас; дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т. д., материалы, из которых они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, кудрины, гирлянды).
При рассмотрении узора дети учатся сравнивать: на хохломских чашках травка «огнем горит», гжельская роспись похожа на мрамор, дымковская игрушка – на сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.
Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что многие элементы дети рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Так, изображение жостовских, городецких узоров требует умения из основных цветов получать различные оттенки и другие цвета. Если воспитатель не дает готовых рецептов, дети экспериментируют и путем поиска решают стоящую перед ними задачу.
Содержание работы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством
Со второго года жизни начинаем формировать у детей предпосылки эстетического отношения к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Начинаем учить детей выделять красивое и отличать его от не красивого.
На третьем году жизни знакомим детей с образами, характерными для русской игрушки (барышня, птица, конь, собака, петух) которые встречаются в разных видах народного декоративно-прикладного искусства.
На пятом году жизни побуждаем узнавать образы и выделять наиболее характерные признаки определенного вида народного декоративно-прикладного искусства, элементы узора (полосы, кольца, круги разной величины) и их цвет. Знакомим детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, предметами быта, посудой, мебелью, украшенными узорами Гжели. Хохломы, Городца.
На шестом году жизни учим выделять и называть главные элементы узора, различать чередование двух разных элементов. Развиваем чувство ритма на основе восприятия чередования одинаковых элементов.
На седьмом году жизни учим самостоятельно выполнять декоративные композиции. Способствуем развитию у детей творческой самостоятельности при выборе содержания, подборе материала, в выборе техники выполнения, в использовании цветового богатства. Побуждаем детей объединять несколько отдельных изображений в сюжетную композицию, создавать коллективные работы с целевым назначением (украшение группы, музыкального зала и т. п.).
В течении всего процесса ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством развиваем интерес к различным произведениям народного искусства.
Методы и приемы
В своей работе мы используем различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Формы организации
Нами используются разнообразные формы:
-беседы;
-рассматривание подлинных народных изделий, иллюстраций, альбомов, народных открыток;
-просмотр видеофильмов (очень детям понравился фильм-сказка «Раз, два – горе не беда» с народными песнями, прибаутками, хороводами, костюмами по мотивам дымковской росписи);
-выставки в музее;
-выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
-экскурсии;
-участие в неделе «Русской культуры» (организованной в детской районной библиотеке);
-заучивание считалок, потешек, прибауток, стихов;
-сочинение сказок;
-разучивание народных танцев;
-проведение народных игр («Краски», «Царь Горох», «Садовник» и т. д.);
-ярмарки;
-досуги.
Так же используем индивидуальные и групповые формы работы с родителями (беседы, консультации, папки-передвижки, информацию по вопросам народного декоративно-прикладного искусства).
Средства обучения
Важным средством обучения детей по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством является развивающая среда. Для этого мы купили подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, альбомы с росписями Хохломы, Гжели, Дымково, Филимоновской, Полхов-Майдановской, Каргопольской, Жостовской, Мезенской росписями.
Приобрели книги с художественными промыслами разных стран. Заказали мольберты, подобрали кисти разной величины. Создавали совместно с родителями выставки народно-прикладного искусства, составили перспективный план (Приложение 1).
Большое внимание уделяем дидактической игре. Опыт показал, что использованные в работе дидактические игры способствовали закреплению приобретенных знаний умений и навыков, личностному росту ребенка. Они помогали качественным изменениям, происходившим в интересах дошкольника. Дидактические игры включаем в структуру любого занятия и не только по изобразительной деятельности. Например, игру «Расписная сказка» использовали на занятии по познавательному развитию для ознакомления детей с народными промыслами. Некоторые игры проводили как сюжетно-ролевые. Например, игра «Художественный салон», где выбирается водящий продавец, а остальные игроки покупатели. Покупатель описывает предмет, который хотел бы приобрести, не называя его (например: я хочу купить игрушку, которую делают из дерева и расписывают яркими узорами из цветов, ягод, листиков). Так же игру моно использовать в начале занятия для постановки проблемной ситуации.
Дидактические игры используют в свободное от занятий время и по инициативе ребенка. Наши дети сами сделали дидактическую игру «Найди пару» для младшей группы. Где расписывали разными росписями чашки и блюдца для чайной пары. В результате согласованных, дружных действий получилась интересная игра.
Дидактические игры вносим в предметно-развивающую среду для самостоятельной художественной деятельности. В условиях самостоятельной деятельности с дидактическими играми происходит процесс саморазвития личности. Однако, самостоятельная деятельность детей в ходе дидактической игры различна в разные возрастные периоды, что связано с возрастными и индивидуальными психофизическими возможностями дошкольников в овладении правилами игр, осознанием их содержания. Поэтому, сначала мы показываем детям, как играть в ту или иную игру. Затем предлагаем игру на творческом уровне, то есть, используем различные варианты заданий в процессе игры. Например, в игре «Что изменилось» предлагаем детям найти отличия на парных картинках. Затем усложняем, просим объяснить ошибки в росписи, назвав правильно промысел и его элементы. В играх даем задания, побуждающие инициативу, дающие простор для творчества их вариативного решения, детских высказываний.
Более простые в решении творческих задач дидактические игры, которые детям не интересны и не отвечают их потребностям, заменяем другими, более сложными, новыми.
Стараемся обеспечивать доступность игр не только по содержанию, но и по расположению в групповом помещении.
Поэтому, дидактические игры по декоративно-прикладному искусству расположили в ИЗО уголке, чтобы дети могли использовать изобразительные средства, картинки-подсказки и так далее для решения задач, предлагаемых правилами и содержанием игр.
Яркие впечатления от эстетически оформленных игр, доступных и понятных ребенку карточек, картинок, заданий, их многофункциональности развивают способность у детей к переносу, варьированию, поиску способов создания изображений в будущей продуктивной деятельности, побуждают к творческому поиску в создании изображений.
Если же ребенок чувствует недостаток информации, то некоторые из созданных дидактических игр помогают восполнить пробел на опытно-экспериментальном уровне. Получение ответа в ходе эксперимента с краской, линией и т. д. стимулирует ребенка применить те же действия в своем продуктивном творчестве.
Результаты работы
Благодаря проделанной нами работе, дети ознакомились с разными видами декоративно-прикладного искусства, предметами быта, кружевами. Дети научились замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов, приобрели практические умения с различными изобразительными материалами. У детей появился интерес к истории и культуре нашего народа. Дети научились видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Приобрели трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством. Ребята с уважением относятся к труду народных мастеров. К их произведениям народного декоративно-прикладного искусства.
Педагогическое обследование детей подготовительной группы свидетельствует о формировании у большинства воспитанников творческих способностей относительно их проявления в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Результаты обследования детей на начало года: проявляют творческие способности-5(22,7%, не проявляют творческих способностей-17(77,3%).
Результаты обследования на конец года: проявляют творческие способности-18(81,8%, не проявляют творческих способностей-4(18,2%).
Данные результаты показывают, что проведена целенаправленная работа по развитию творческих способностей детей путем ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Итак, 81,8% детей хорошо различают гжельскую, городецкую, дымковскую, хохломскую росписи, 9,1% путают городецкую с хохломской, а 9,1% могут назвать какую-нибудь одну или две росписи. Дети самостоятельно рисуют декоративные элементы, придумывают и выполняют композиции, а некоторые придумывают свои.
В результате положительных моментов мы сталкиваемся с трудностями в работе:
-не хватает средств на приобретение произведений народного декоративно-прикладного искусства;
-в некоторых семьях не созданы условия для полноценного развития детей в изобразительной деятельности.
Поэтому в перспективе работы по данному направлению планируем:
-накапливание материала по народному декоративно-прикладному искусству;
-тесное взаимодействие с родителями по вопросам предметно-развивающей среды в семье.
Заключение
По результатам проведенной нами работы по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством мы сделали вывод об ее эффективности.
Мы считаем, наши дети поняли, что народное искусство традиционно, т. е. из поколения в поколение передаются не только приемы ремесла, но и мировоззрение и духовная культура народа. А окружающие ребенка предметы, пробуждающие и воспитывающие в нем чувства красоты должны быть традиционными, т. е. связанными с народными традициями.
Это помогает им с самого раннего детства понять, что они часть народа.
Список используемой литературы
1. Журнал «Дошкольное воспитание», №1 2005, №4 2006, №3 2001;
2. Журнал «Ребенок в детском саду», №1 2004;
3. Журнал «Юный художник», №12 1990, №3-6 1992, №9 1993;
4. Костерин Н. П. «Учебное рисование», Москва, Просвещение, 1980;
5. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду», Москва, 2008;
6. Парамонова Т. В. «Использование дидактических игр в развитии художественно-изобразительного творчества дошкольников», Шуя – Рязань, 2008.