Ольга Ёлгина
Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Ёлгина О. Ю. ,
воспитатель,
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Строитель»
Яковлевского городского округа Белгородской области,
Российская Федерация
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы формирования патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Дано определение патриотических чувств, определены цель и задачи педагогического сопровождения процесса формирования патриотических чувств дошкольников.
Ключевые слова: патриотические чувства, патриотическое воспитание, Родина, старший дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация.
FORMATION OF PATRIOTIC FEELINGS OF CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Elgina, O.Y.
educator,
Municipal budgetary
preschool educational institution
«Kindergarten «Rodnichok» с. Stroitel»
Yakovlevsky urban district of the Belgorod region,
Russian Federation
Abstract: The article discusses topical issues of the formation of patriotic feelings of older preschool children in the conditions of a preschool educational organization. The definition of patriotic feelings was given, the purpose and tasks of pedagogical support of the process of formation of patriotic feelings of preschoolers were determined.
Key words: patriotic feelings, patriotic education, Homeland, senior preschool age, preschool educational organization.
Исследование вопроса формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста входит в проблемное поле современной дошкольной психологии и педагогики. Многие учёные и исследователи в данной области отмечают, что в различные возрастные периоды существуют различные возможности для патриотического воспитания, но все они единогласны в том, что начинать его нужно как можно раньше, начиная с дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период является важным этапом становления личности. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс интенсивного становления социокультурного опыта, формируются основы таких качеств, как социальная активность, духовность, самопознание, происходит формирование нравственных позиций и ценностей, развитие познавательных интересов, действий, перестраивается психическая жизнь дошкольника, меняется его отношение к окружающему миру. Поэтому это тот самый возраст, когда необходимо начинать процесс патриотического воспитания. Если в данном возрасте ребёнка не познакомить с историей, культурой, природой родного края, то у него не будет сформировано чувство принадлежности к ближайшему социальному окружению, гордости за свой край. В свою очередь, не испытывая данных чувств, личность не найдёт дорогу к формированию ценностного отношения к своей Родине, что является основой патриотизма поколениями [1].
Период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия, так как эмоциональные переживания детей становятся более богатыми, глубокими и постоянными, но в то же время эмоции более сдержаны, поэтому в этом возрасте лучше всего начинать процесс педагогического сопровождения по формированию у детей патриотических чувств.
По утверждению Е. А. Царегородцевой, патриотические чувства в классификации чувств рассматриваются как компонент эмоциональной сферы личности и выступают в качестве высших духовных ценностей человека. Патриотические чувства – это устойчивое положительное отношение человека к месту своего рождения, к истории и культуре своей Родины, принятие её, переживание успехов и неудач, активное и позитивное участие в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями [5].
Значимость и необходимость патритического воспитания в целом и формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в частности обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также учёт этнокультурной ситуации развития детей дошкольного возраста.
По мнению С. И. Огородник, целью педагогического сопровождения патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, формирования патриотических чувств, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннее личностное, морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей на основе соответствующих данному возрастному периоду видов деятельности [3].
Т. Р. Лыкова в качестве основных задач педагогического сопровождения формирования патриотических чувств детей в условиях дошкольной образовательной организации выделяет следующие:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
сохранения и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
формирование общей культуры дошкольников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого) [2].
Организация педагогического процесса формирования патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста должна быть основана на многообразном сочетании форм, методов и приёмов образовательной деятельности с детьми. Педагогические методы и приёмы должны способствовать «деятельностному» познанию: формированию субъектной позиции дошкольника в освоении культурного наследия; проявлению интереса к активному познанию родных мест – малой Родине; переживание положительного эмоционального отношения к народному творчеству, к разным видам народного искусства (песням, танцам, прозе, поэзии и др.) и желание проявлять познавательные, коммуникативные и творческие умения [4].
Таким образом, формирование патриотических чувств детей необходимо начинать в дошкольном возрасте, у детей старшего дошкольного возраста данный процесс должен быть направлен не только на становление эмоционально-познавательного интереса, который выражается в желании узнавать новое и интересное о ближайшем окружении, но и в понимании каждым ребёнком того, для чего это ему необходимо.
Литература
1. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2018. – 425 с.
2. Лыкова, Т. Р. Патриотическое воспитание в процессе культурно-познавательного туризма Электронный ресурс / Т. Р. Лыкова. – URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2362/ (дата обращения: 22.08.2022). – Режим доступа: свободный.
3. Огородник, С. И. Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте / С. И. Огородник, М. Н. Асянова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 37-40.
4. Посохина, М. В. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примерах героического прошлого народа, семьи / М. В. Посохина // Вестник Прикамского социального института. – 2016. – № 2 (74). – C. 59-63.
5. Царегородцева, Е. А. Основные подходы в формировании патриотических чувств у старших дошкольников Электронный ресурс / Е. А. Царегородцева // Западно-Сибирский педагогический вестник. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-v-formirovanii-patrioticheskih-chuvstv-u-starshih-doshkolnikov/ (дата обращения: 22.08.2022). – Режим доступа: свободный.