Марина Гурьева
Знакомство детей 5–7 лет с народным декоративно-прикладным искусством «Холмогорская резьба по кости»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад №20 «Рябинушка
МБОУ «Ломоносовская средняя школа» имени М. В. Ломоносова
Образовательный проект
«Знакомство детей 5-7 лет с народным декоративно-прикладным искусством :
Холмогорской резьбой по кости»
Автор: Гурьева Марина Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
детского сада №20 «Рябинушка.
с. Ломоносово, 2019
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: фронтальный.
Срок реализации: долгосрочный (декабрь-март 2019г.)
Публикация «Знакомство детей 5–7 лет с народным декоративно-прикладным искусством „Холмогорская резьба по кости“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Участники проекта: родители, дети 5-7 лет, воспитатель группы, музейные работники, мастера-косторезы, преподаватели художественного училища резьбы по кости.
Проблема: низкий уровень знаний детей о виде народного декоративно-прикладного искусства : Холмогорской резьбе по кости.
Актуальность проекта: Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень. Народное декоративно-прикладное искусство не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Именно поэтому, очень важно сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Знакомство с местным мастерством народных умельцев позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Село Ломоносово - значительный экономический и культурный объект Холмогорского района. В настоящее время является всемирно известным центром художественной резьбы по кости. Однако, побеседовав с детьми старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что знания детей о косторезном промысле поверхностны. Работа по изучению данного творчества в ДОУ практически не ведётся.
Цель проекта: формирование элементарных знаний у детей о народном декоративно-прикладном искусстве : Холмогорской резьбе по кости (о видах резьбы, различных приёмах изображения орнаментов и их элементах).
Задачи:
Образовательные:
-знакомить детей с историей возникновения Холмогорской резьбы;
-знакомить детей с основными видам и элементами Холмогорской резьбы;
-учить выполнять декоративные узоры на плоскости нетрадиционными техниками рисования.
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей, мышление, творческую самостоятельность и воображение, умение анализировать;
-развивать чувство цвета, ритма, композиционные умения.
Воспитательные:
-воспитывать у детей духовно-нравственные качества: любовь к культурным традициям своего народа, чувство гордости за свою малую Родину, уважение и восхищение к творчеству народных мастеров-косторезов.
Формы и методы работы: беседы, экскурсии, нод, творческая деятельность, выставки детских работ.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве : Холмогорской резьбе по кости.
Этапы реализации проекта. I. Подготовительный этап.
1. Составление проекта.
2. Определение основных направлений проекта.
3. Разработка плана реализации проекта: - подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, практического материала по теме проекта.
4. Проведение консультации для родителей «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие личности ребёнка».
5. Разработка конспектов бесед, занятий, экскурсий, дидактических игр.
6. Выявление уровня знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве : Холмогорской резьбе по кости.
7. Оформление книжного уголка о творчестве известных мастеров-косторезов.
Роль родителей в реализации проекта:
-беседы с детьми о местном народном промысле;
-рассматривание иллюстраций;
-подбор иллюстраций, информации для оформления альбома «Холмогорская резьба по кости»;
-помощь в изготовлении атрибутов для занятий, в проведении экскурсий, в создании мини-музея «Чудо работы мастеров-косторезов».
II. Основной этап.
Проект реализуется через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и познавательное развитие.
План реализации проекта.
Название мероприятия:
1. Беседа об основных достопримечательностях села Ломоносова (презентация). Цель:Формирование у детей знаний о жизнедеятельности села, его значимости в истории России.
Сроки: Декабрь
2. НОД «Знакомство детей 5-7 лет с Холмогорской резьбой по кости» (Приложение №1) Цель:Приобщить детей к культуре родного края (Декабрь)
3. Рассматривание иллюстраций косторезных изделий, чтение литературы об известных мастерах-косторезах Холмогорской резьбы по кости.
Цель:Продолжать развивать интерес к местному народному творчеству, к профессии мастера резьбы по кости. (Декабрь)
4. Экскурсия в «Профессиональное училище № 27 им. Н. Д. Буторина» (Приложение № 2) Цель:Познакомить детей с мастерами – педагогами, с основной деятельностью училища и его ролью в сохранении традиций холмогорской резьбы по кости. (Декабрь)
6. Экскурсия на фабрику резьбы по кости.
Цель:Продолжать знакомить с трудом мастеров – косторезов (рабочее место, основные инструменты, станки для обработки изделий). (Январь)
7. Беседа «Это что за чудо-кость?».
Цель:Познакомить детей с разными видами кости животных, используемых в косторезных изделиях. (Январь)
8. Беседа о видах и особенностях Холмогорской резьбы по кости.
Цель:Рассказать детям о рельефной и скульптурной (гладкой) резьбе. (Февраль)
9. НОД по декоративному рисованию «Знакомство с ажурной Холмогорской резьбой по кости» (Приложение №3)
Цель:Познакомить с ажурной резьбой, развивать у детей чувство композиции. (Февраль)
10. НОД по декоративному рисованию «Знакомство с глазковым орнаментом» (Приложение №4)
Цель:Учить детей создавать узор по образцу, используя нетрадиционную технику: тампонирование с помощью штампа. (Февраль)
11. НОД по декоративному рисованию «Знакомство с геометрическим и растительным орнаментом» (Приложение №5)
Цель:Учить детей изображать орнаменты, используя нетрадиционную технику: тампонирование губкой по трафарету. (Февраль)
12. НОД по декоративному рисованию «Знакомство с процессом гравировки изделия» (Приложение №6)
Цель:Учить детей втирать пластилин в гравированный рисунок на пластине из кости. Расширять словарный запас: «гравировка», «пластина». (Март)
12. НОД (итоговое, коллективное) по декоративному рисованию «Чудо- шкатулка» (Приложение №7)
Цель:Закрепить полученные знания об основных элементах орнаментов и их изображение способом нетрадиционной техники. (Март)
13. Экскурсия в историко-мемориальный музей М. В. Ломоносова (Фото в приложении №8).
Цель:Продолжать развивать интерес к творчеству мастеров-косторезов. (Март)
14.1) Дидактические игры: «Достопримечательности села Ломоносова», «Составь композицию по образцу», «Обведи элемент», «Собери целое», «Продолжи орнамент».
2).Выставки детских работ (Приложение №9)
Цель:Закрепить знания об основных достопримечательностях села, об особенностях Холмогорской резьбы по кости. (Март)
III. Заключительный этап.
Продукты проектной деятельности:
1. Создание мини–музея «Чудо-работы мастеров-косторезов».
Цель: Закрепить знания и интерес к Холмогорской резьбе по кости, воспитывать уважение и гордость к труду мастеров-косторезов.
2. Создание альбома с образцами орнаментов косторезного искусства.
Цель: Закрепить знания о видах орнаментов Холмогорской резьбы, их элементах и приёмах изображения способом нетрадиционной техники.
3. Создание дидактических игр:
«Достопримечательности села Ломоносова», «Составь композицию по образцу», «Обведи элемент», «Собери целое», «Продолжи орнамент».
Результативность. В ходе проекта дети узнали о виде народного декоративно-прикладного искусства : Холмогорской резьбе по кости. Познакомились с историей возникновения данного промысла, с творчеством народных умельцев. Узнали о знаменитых мастерах Холмогорской резьбы по кости. Получили элементарные знания о видах резьбы, различных приёмах изображения орнаментов и их элементов способом нетрадиционной техники. У детей и родителей повысился интерес и внимание к культуре родного края, чувство гордости за свою малую Родину, уважение к труду и творчеству мастеров-косторезов.
Литература:
1. Буторин, Н. Д. Жизнь в любимом деле. - Архангельск: ОАО "ИПП" Правда Севера", 2011. – 120с. : ил.
2. Быстрова, Е. Холмогорская резьба по кости / Е. Быстрова // Народное творчество. - 2007. - № 3. - С. 60-65 : цв. ил.
3. Вышар Н. И., Крестовская Н. О. Северная резная кость. – «Горенски Тиск», Словения, 2003
4. Дворцы и усадьбы// Редакция ООО «Де Агостини», Россия. -2013.- №39.
5. Достояние земли поморской (к 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова)//Правда Севера-2011г. -спецвыпуск. -16 марта.
6. Ломоносовский фонд НОЦ. «Ломоносовский Дом»// Ломоносовский вестник. -2009.-№18.
7. Митлянская, Т. Б. Холмогорская резная кость / Т. Б. Митлянская. - Архангельск : Сев. -Зап. кн. изд-во, 1991. - 94 с.
8. Москвичёва - Беслеева, Л. И. Холмогорская резьба по кости// Наследие Холмогорской земли XVI- начла XX века в музеях Архангельской области: каталог/автор-составитель Т. М. Кольцова. - М. : Сканрус, 2011.-с. 83
9. Народные художественные промыслы РСФСР. НЗО Учеб. пособие для худож. уч-щ /В. Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др. ; Под ред. В. Г. Смолицкого. — М. : Высш. школа, 1982.—216 с., ил.
10. Некрасова, М. А. Народное искусство России. – М. "Советская Россия", 1983. – 220 с. : ил
11. Николай Буторин. Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии им. И. Е Репина: Каталог выставки, посвященной 60-летию / Гос. русский музей. - Архангельск, 1994. - 48 : ч/б ил.
12. Уханова И. Н. Резьба по кости в России XVIII-XIX – Л. : Художник РСФСР, 1981. - 240 с.