Елена Абрукова
Конспект занятия по ознакомлению с чувашским декоративно-прикладным искусством «Резной ковш «курка»
▼ Скачать + Заказать документы
по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с чувашским декоративно-прикладным искусством
Тема: «Резной ковш «курка»
(старшая группа)
Разработала:
Абрукова Е. Н.
Программное содержание:
Познакомить детей с чувашским народным промыслом : резьба по дереву.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с чувашским декоративно-прикладным искусством „Резной ковш „курка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Формировать элементарные представления и знания о художественном образе чувашских деревянных изделий – резных ковшей. Дать сведения о происхождении и бытовании вещи, связи формы с природными формами (человеческая ладонь послужила прообразом черпака, ковша, взаимосвязи формы и назначения предмета, формы и материала, формы и украшения её.
Познакомить с новыми элементами чувашского орнамента и их семантикой (с образом солнца).
Развивать интерес к процессам эстетического восприятия произведений чувашского прикладного искусства.
Развивать мышление, память детей.
Активизировать речь детей.
Воспитывать интерес к чувашской народной культуре.
Материал к занятию :
o Музыкальное оформление (чувашские мелодии);
o Деревянные изделия (ковши, алдар);
o Схемы чувашского орнамента;
o Картинки с изображением инструментов для резьбы;
o Иллюстрации с изображением деревянных домов с резными ставнями и наличниками;
o Платочки;
o Презентация «Работы чувашских умельцев».
Ход:
1. Знакомство с чувашским деревянным изделием – резным ковшом.
Дети играют. Воспитатель собирает их для проведения занятия.
Ребята, я из деревни привезла удивительно красивое изделие. Оно такое красивое, что мне захотелось показать вам эту красоту. Вот оно, это изделие. Как вы думаете, что это такое? (предположения детей). Дети, это резной ковш, называется он по-чувашски «курка». Как вы думаете, а для чего он предназначен? (ответы детей). Дети, потрогайте, какой, лёгкий или тяжёлый. Из чего он сделан, по вашему мнению? (ответы детей). Предложить детям охарактеризовать его. Какой он? (ответы детей).
А вы знаете – он умеет говорить! Давайте послушаем, что о себе расскажет сам ковш (включается аудиозапись).
«Я – небольшой деревянный резной ковш, по-чувашски «курка». Я очень старый. Меня давно-давно вырезали добрые мастера-умельцы из дерева. Такие черпаки, как я, раньше вырезались чаще всего из берёзы, клёна, липы, яблони. Для работы чувашские умельцы применяли топор, специальные ножи-резцы, шило. Посмотрите внимательно на меня. Я, резной ковш «курка», состою из черпака и ручки. Как вы думаете, на что похож черпак? Он похож на человеческую ладонь, сложенную лодочкой. А для чего? Да, чтобы удобно было зачерпывать воду и другие напитки. Такими ковшами, как я, черпали напиток из огромных сосудов, которые порой были в рост со взрослого человека. Такие большие ковши-великаны назывались по-русски «братина», а по-чувашски «алдыр» (алдар)».
Итак, запомните, дети, в далеком прошлом во время праздников чуваши подавали напитки в больших ковшах, называемых по-русски «братина», а по-чувашски «алдыр» («алдар») и оттуда маленький ковш «курка» черпал этот напиток и пили, передавая из рук в руки друг другу.
Наш ковш рассказал о себе. А вы запомнили? Давайте закрепим:
- из чего вырезали ковш «курка» (из дерева);
- из каких деревьев (береза, липа, клен, яблоня);
- какие инструменты применяли для резьбы (специальные ножи-резцы, топор, шило). (Показ картинок с инструментами);
- из чего состоит ковш (из черпака и ручки);
- на что похож черпак (на человеческую ладонь);
- что черпали этим ковшом (напитки).
Молодцы ребята! Давайте похлопаем друг другу.
2. Игра «Изба».
Ребята, из дерева чуваши строили деревянные дома с резными ставнями и наличниками (показ иллюстрации). А давайте поиграем в игру «Изба». Для этого мы разделимся на две команды. На стульях лежат красивые платки. Вы выходите на середину и говорите слова:
Мы ребята – молодцы (Эпир – маттур ачасем).
В играх все мы удальцы (Пер ушкана пуханар).
Вместе спляшем и споем (Выляр, ташлар, саванар).
А потом домой пойдем (Унтан киле саланар).
Потом под музыку исполняются элементы чувашского танца, а как только музыка заканчивается, вы бежите к стульям и натягиваете платок над головами за 4 угла. Выиграет команда, которая быстрее «построит» избу (играем 2 раза).
3. Резной ковш-конь.
А сейчас мы познакомимся с другим ковшом. Дети, это – непростой ковш, а ковш-конь. Посмотрите, ручка украшена образом коня. Я знаю, что образ коня имеет в народном искусстве древнее происхождение. Чуваши верили в то, что кони дают им жизнь и богатство. Конь играл важную роль в жизни чуваша, основным понятием которого было пахать землю. Конь для людей был другом и помощником, от него зависело благополучие и достаток в семье: ведь чем лучше будет вспахана земля, тем богаче будет урожай:
- образом кого украшена ручка ковша (образом коня);
- во что верили чуваши (что кони дают им жизнь и богатство);
- кем был для людей конь (другом и помощником);
- что зависело от коня (благополучие и достаток в доме). Молодцы, ребята! Похлопаем друг другу.
Дети, а вы запомнили, как применяли такие ковши? (ответы детей). Да, такими ковшами черпали напиток из огромных сосудов-ковшей «алдыр», которые могли вмещать даже несколько ведер ароматного напитка. Из ковша пили, передавая его друг другу:
Ковш Людей соединял
И посматривал в их лица –
У колодца он стоял,
Чистоты давал напиться.
Дети, а ковш хотел бы узнать, запомнили ли вы, где его использовали? (ответы детей). Да, чаще всего на чувашских праздниках, он был украшением праздников, особенных свадеб. Покрытые нарядным узором, он словно плыл по праздничному столу.
4. Стихотворение М. Юхма «Братский ковш».
Далее воспитатель предлагает послушать стихотворение М. Юхмы «Братский ковш» :
Братский ковш по-чувашски – алдыр.
Он протянут на щедрой ладони,
Если гость появляется в доме.
Братский ковш – приглашенье на пир.
И с ладони хозяина гость
С пивом пенистым ковш принимает,
И обычай народ уважает –
Так от века у нас повелось.
О, друзья, на ладони моей
Все, чем я дорожу, что я имею.
Мой алдыр – это сердце моё,
Это песня моя на ладони.
В круговую пустите её,
Пусть гостится вам в песенном доме.
На открытой ладони моей
Все мое человечье богатство –
Ковш наполненный святостью братства, –
Отдаю его в руки людей.
С чем сравнивает автор стихотворения ковш (ответы детей). Да, с сердцем. Молодцы, ребята!
5. Рассматривание ковша.
Дети, ковш привлекает нас своей простотой и удобством, им удобно пользоваться. Но чуваши стремились его сделать не только удобным и прочным, но и красивым, он богато украшен. Помимо образа коня, посмотрите, что есть на ручке ковша? Да, отверстия, выемки. А как вы думаете, для чего они? Верно, для красоты, а ещё с помощью выемки ковш «курка» подвешивается к ковшу-великану «алдыр» (показать иллюстрацию).
Дети, а чем ещё украшен ковш? Да, рисунками-узорами. Рисунки раньше наносили неглубокими врезами ножом или путём накладывания шилом (показ иллюстрации). Рисунок получался очень легкий, напоминающий вышивку. Дети, а хотите, загадаю загадку: на что похож этот узор (солнце, (показ карточки с изображением чувашского орнамента). О чём говорит этот узор? О чём он рассказывает? (Предположения детей).
Дети, а в каких частях ковша размещены чувашские орнаменты? Да, на ручке и в передней части черпака. А как вы думаете, почему именно в этих местах? Да, конечно, чтобы всем было хорошо видно, когда пьют из него.
6. Отгадывание загадок.
А сейчас я проверю, как вы знаете элементы чувашского орнамента. Я вам буду загадывать чувашские загадки, а вы должны будете отгадать их и найти отгадку среди элементов чувашского орнамента.
Загадки:
1. Из леса смотрит красная девица (солнце).
2. Снаружи 8 углов, а внутри 4 (дом).
3. Летом одевается, а зимой раздевается (дерево).
4. Красная собака лает (огонь).
5. Звонко чирикает, стремительно летает (воробьиные лапки).
6. Одна барыня одела 5 мелковых платков (цветок).
7. Один каравай разрежу, потом не могу приставить (пашня).
8. Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит (ручей). Молодцы, ребята!
7. Итог занятия.
В форме ковша воедино слились образы солнца (отверстия в форме круга и узор, выполненный врезами ножом) и коня. Образы солнца и коня в ковше – это символы счастья и благополучия, т. е. всего хорошего.
Итак, что нового узнали мы сегодня:
1. Как по-чувашски называется деревянный резной ковш?
2. В какую чувашскую игру мы играли?
3. С каким еще одним ковшом мы познакомились?
4. Как называлось стихотворение М. Юхмы?
5. Какие элементы чувашского орнамента мы отгадывали?
6. Что обозначают образы солнца и коня в ковше?
8. Презентация «Работы чувашских умельцев».
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. комаровой, М. А. Васильевой – издание 3-е, исправленное и дополненное – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.
2. Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О. В. Драгуновой. Чувашское книжное издательство, 1995 г.
3. Л. Г. Васильева «Дошкольникам о чувашском прикладном искусстве», Чебоксары,1994г.
4. Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. Чаваш халах искусстви. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1981 г.