Светлана Гнилицкая
Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на развитие ЗКР
Дид. игра «Назови слова»
Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.
Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.
Игра «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Публикация «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».
«Построй пирамиду»
5-6 лет
Цель: упражнять в определении количества звуков в словах.
Оборудование: 1) демонстрационный материал – аппликация пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды – 5 квадратов, выше – 4, потом 3 и 2 квадрата. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой.
2) предметные картинки, содержащие в названиях от 2 до 5 звуков :
- 2 звука: еж, уж, ус
- 3 звука: мак, рак, сыр, жук, ухо, ком, сом
- 4 звука: рыба, ваза, роза,лиса,утка,жаба
- 5 звуков: сумка, туфли, кофта,миска,кошка,мышка
Ход игры : воспитатель вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Сначала дети берут любые картинки, отчетливо произносят слово и определяют в нем количество звуков. Ребенок ставит эту картинку в нужный ряд. Ошибочный вариант не засчитывается, в этом случае картинка возвращается на прежнее место. В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненых квадратов. В конце игры воспитатель спрашивает о том, как устроена эта пирамида.
1. Игра «Поймай звук»
Цель: Учить детей называть звук в слове по его пространственной характеристики (первый, второй, перед и после определенного звука)
Оборудование: мяч.
Ход игры : Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Ведущий произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счету звук тот должен назвать, например «мышка, второй звук». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.
2. Игра «Слоговая цепочка»
Цель: Учить детей выделять в словах первый и последние слоги.
Оборудование:карточки.
Ход игры : Карточки для игры раздаются играющим поровну,их надо положить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, на которой левая половина пустая. Играющий выставляет эту карточку, называет слово – название картинки и выделяет последний слог. Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Таким образом, в названиях левых картинок выделяется первый слог, а на названиях правых картинок последний слог. Игра должна завершиться когда будут выложены все картинки, последняя карточка с пустой правой половиной.
Дидактические игры на развитие грамматического строения речи.
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры : воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.
Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие) – кожаные, белые.
Шляпа (какая) – черная, большая…
Туфли (какие) – осенние, красивые…
Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая) - белая, праздничная….
Шуба (какая) - меховая, теплая…
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры : воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
.Игра «Накорми животное»
Цель: Закрепление форм дательного падежа
Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.
Ход игры:
Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?
( Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных) .
Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.
ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.
Зебре – траву. Или: Трава - зебре. И т. д.
«Ждем гостей».
Цель:
упражнение детей в словообразовании.
Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.
Примерный речевой материал:
посуда для супа —.
посуда для хлеба —.
посуда для соуса —.
посуда для сливок —.
посуда для масла —.
посуда для конфет —.
посуда для молока —.
посуда для сухарей —.
4. Упражнение «Лесник»
Цель: формировать умение детей образовывать однокоренных слов, подбор антонимов.
Игровой материал: Сюжетная картинка.
Ход игры : Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога. (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты. (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек. (мелкий). Это тропинка. В лесу много… тропинок