Анастасия Кузнецова
Дидактические игры для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Публикация «Дидактические игры для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, ручки
Дайте каждому участнику игры карандаш и листок бумаги. Требуется написать двадцать слов (имен существительных нарицательных), в состав которых входит гласная буква «А», многократно повторяемая; других гласных нет. Таковы, например, слова: «стакан», «карандаш», «саламандра» и т. п. В первом из них буква «А» встречается дважды, во втором — три раза, а в третьем — четыре раза. В интересах играющего подбирать такие слова, в которых буква «А» повторяется возможно большее количество раз.
Так как игра проводится на скорость, то для записи слов дается определенное время, но не более 10 минут. За это время каждый должен написать по 20 слов. Ясно, что когда на исходе последние минуты, играющий вынужден торопиться и дополнять свой список менее «выгодными» словами.
Раздается команда: «Стоп! Карандаши на стол!» Запись слов прекращается. Займемся теперь подсчетом: сколько раз в написанных тем или иным игроком словах встречается буква «А». У кого это число окажется наибольшим, тот и победитель.
Само собой разумеется, что неправильно внесенные слова (те, в которых, кроме буквы «А», попадаются и другие гласные буквы) из списка вычеркиваются.
РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
ОБЩИЕ СЛОВА
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
- Назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.
- Назови слова, относящиеся к спорту.
- Назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
ОТВЕЧАЙ БЫСТРО
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ребенок должен объяснить смысл фразы. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "проще пареной репы", "бить баклуши"
СПРЯТАННОЕ СЛОВО
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
В начале игры следует выбрать водящего, которому придется искать спрятанные слова. Он должен выйти из комнаты на некоторое время, за которое участники задумают известную фразу.
После этого водящий возвращается в комнату и пытается угадать фразу путем наводящих вопросов. Например, если была загадана фраза "Язык до Киева доведет", следует разбить ее на несколько слов (язык, Киев и доведет) и использовать их в ответах на вопросы водящего.
СКАЗКИ – ПЕРЕВЁРТЫШИ
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Суть игры – название сказки «перевернуть наоборот» и загадать противнику. Кто больше отгадает сказок – тот и выиграл. Как вариант – можно «переворачивать» не только названия сказок, но и имена главных героев. Такая игра отлично тренирует логику и мышление Вашего карапуза. Приведу ниже несколько примеров сказок-перевертышей:
«Дворец» - «Теремок»,
«Оловянное животное» - «Золотая рыбка»
«Квадратик» - «Колобок»
«Петушок - Рябушок» - «Курочка - Ряба»
«Курочка – серебряная лапка» - «Петушок – Золотой Гребешок»
«Бумажная коровка» - «Соломенный бычок»
«Больной – Ойздоров» - «Доктор Айболит»
«Носочек» - «Варежка»
«Пес без шляпы» - «Кот в сапогах»
Так можно продолжать до бесконечности, благо сказок – огромное количество. Главное – дать волю фантазии, и тогда веселье и детский смех Вам обеспечены!
ЧТО ОБЩЕГО?
Количество игроков: любое
Дополнительно: набор карточек с рисунками (их должно приходится по 5 на каждого игрока + хотя бы еще по 1 для игрока для колоды)
Каждому игроку раздается по 5 карточек, остальные складываются в колоду. Первый игрок вытягивает из колоды любую карточку и кладет ее рисунком вверх. Затем он сравнивает свои карточки с той, которая лежит на колоде. Если ему удается найти сходство, он кладет свою карточку на стол и вслух поясняет, чем похожи рисунки. Тогда этот игрок имеет право сделать следующий ход. Но теперь рисунки на оставшихся 4 карточках он сравнивает с рисунком на той, которая лежит на столе.
Если нужную карточку среди своих найти не удается, игрок берет дополнительную из колоды, а право хода переходит к следующему игроку.
Выигрывает тот участник, который сможет первым выложить на стол все свои карточки.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
Количество игроков: любое
Дополнительно: предметные картинки
Каждому игроку раздается по две карточки. Задача каждого игрока за определенное время (которое обговаривается заранее) придумать изобретение, используя предметы на карточках.
Например, из карточек с изображением стула и будильника можно придумать вещь, на которой можно сидеть, но которая могла бы разбудить человека в нужный момент.
Игроки делают наброски своих изобретений на бумаге и готовят речь для защиты изобретения. Выигрывает тот участник, который к концу игры наберет большее количество изобретений.
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.
НАХОДЧИВЫЙ
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч и секундомер (или часы). И еще — ваша сообразительность
Все игроки делятся на 2 команды. В этой игре необходим еще и водящий — выберите его с помощью считалки.
Игроки садятся в две линии друг напротив друга. Расстояние между командами - примерно 2 метра.
Водящий бросает крайнему игроку одной из команд в руки мяч и произносит начало любого слова, например: «Ар.»
«. буз!»- быстро должен закончить игрок и - бросить мяч сидящему напротив: «Ко.»
«. рабль!»- сразу отвечает тот и бросает мяч своему сопернику.
Водящий отмечает любую заминку с ответом и начисляет за нее одно штрафное очко. В обязанности водящего входит и контроль за соблюдением правил - за точной передачей мяча, за тем, чтобы не было подсказок, а также - за временем. Игра должна идти 3 или 5 минут - как вы условитесь.
Для усложнения игры вы можете ограничиться, к примеру, названиями городов, растений, животных.
Победительницей объявляется команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.
ЧТО ВНУТРИ?
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом - стол,
шкаф - свитер,
холодильник - кефир,
тумбочка - книжка,
пузырек - лекарство,
кастрюля - суп,
дупло - белка,
улей - пчелы,
нора - лиса,
автобус - пассажиры,
корабль - матросы,
больница - врачи,
магазин - покупатели