Оксана Вознюковская
Дидактические игры на развитие речи и мышления ребенка 4–5 лет в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на развитие речи :
«Найди ошибку»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Средняя группа
- Темочки
Ход игры : показываете игрушку и называете заведомо неправильное действие, которое якобы производит эта игрушка. Ребенок должен ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данная игрушка. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Ребенок отвечает : «Нет». А что может делать собака? Ребенок перечисляет. Затем называются другие игрушки.
«Доскажи слово»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры : Произносите фразу, но не договариваете слог в последнем слове. Ребенок должен закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша…
Ро-ро-ро — у нас новое вед…
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг…
Ре-ре-ре — стоит дом на го…
Ри-ри-ри — на ветках снеги.
Ар-ар-ар — кипит наш само…
Ры-ры-ры — детей много у го…
«Какая, какой, какое?»
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры : Называете какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету: Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
«Закончи предложение»
Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход игры : Начинаете предложение, а ребенок его заканчивает, только говорит слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец - …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью (желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
«Кто больше назовет действий?»
Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход игры : Задаете вопросы, ребенок отвечает глаголами.
– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега) и т. д.
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры : Бросая мяч ребёнку, называете первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
Дидактические игры на развитие мышления :
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры : Бросая мяч, спрашиваете: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет.
Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
"Четвёртый лишний"
Цель: развивать логическое мышление.
Берутся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к обобщающему понятию. Взрослый раскладывает картинки перед ребёнком и предлагает определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая картинка лишняя и почему.
Примеры наборов картинок: чашка, блюдце, тарелка, яблоко; медведь, лошадь, собака, курица; ёлка, берёза, дуб, рыба. Если ребёнок затрудняется, можно задать наводящие вопросы.
Вариант усложнения задания : подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися каким - либо признаком (например, берёза, дуб, липа, ель).
"Найди клад"
Цель: развивать логическое мышление, пространственную ориентацию, умение действовать по определённой схеме.
Нарисовать на бумаге план комнаты, где будет проводиться игра, спрятать в комнате игрушку и отметить на плане место её расположения. Сообщить ребёнку, что у вас есть карта, на которой отмечено место, где спрятан клад, предложить найти его.
Вариант усложнения игры : аналогичную игру можно провести на детской площадке.
"Королевство кривых зеркал"
Взрослый предлагает ребёнку отправиться в королевство, жители которого говорят "перевёрнутыми" наоборот словами, например: абыр, амам, апап, ым и т. д. Ребёнок должен догадаться, что это за слово.