Наталья Владимировна
Дидактические игры в развитии речи ребенка среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры в развитии речи ребенка среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)».
Подготовила: Капитанова Н. В., воспитатель МАДОУ “Детский сад №393”, г. Нижний Новгород.
«Игра – это огромное светлое окно,
Через которое в духовный мир ребенка
Вливается живительный поток представлений,
Понятий об окружающем мире».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Дидактические игры в развитии речи ребенка среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В настоящее время – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Развитие речевых и коммуникативных способностей – важнейшая задача развивающего образования, воспитание культуры личности. Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, залог успешного обучения детей в школе – хорошая речь.
Есть множество методик обучения детей среднего дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности, все же значительное место в работе педагогов по развитию речи занимают дидактические игры. Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детям относятся народные игры : «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. в них много веселых шуток, юмора и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Система дидактических игр для детских садов впервые была создана Ф. Фребелем. он высоко оценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Современную систему дидактических игр создала У. И. Техаева, разработала ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи.
Дидактические игры в своей работе используют педагоги во всех возрастных группах. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве.
Главное место в дидактических играх отводится работе со звуком, буквой и предложением. Педагоги ДУ большое значение уделяют звуковому восприятию слова, формируя фонематический и речевой слух ребенка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии в дальнейшем создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Поэтому формирование словаря, речевое развитие и овладение звуковой культурой речи наиболее доступно каждому дошкольнику в игре.
Дидактическая игра, как разновидность игр детей дошкольного возраста, давно занимает главное место среди методов работы педагога детского сада в воспитании и обучении детей в возрасте от 3 до 8 лет.
Разновидность такого метода обучения детей позволяет учесть особенности детей на всех возрастных этапах. Рассматривая проблему группировки видов дидактических игр А. И. Сорокина, основывалась на играх, используемые в реальной практике педагогами детских садов и к ним отнесла:
1) Игры путешествия : способны отразить реальные факты или события, происходящие каждый день с ребенком в необычном преодолении трудностей. Они способны воспитать в ребенке внимательность, наблюдательность и целеустремленность;
2) Игры – поручения : основой таких игр являются действия с предметами и игрушками, а также как таковые словесные поручения. Игры направлены на выполнение поручений, предлагаемых в соответствии с поставленными условиями и обстоятельствами в процессе игры;
3) Игры – предложения : содержание заключается в том, что перед ребенком создаются ситуации и ставится задача, которая требует последовательных осмысленных действий;
4) Игры – загадки : в процессе этих игр дети самостоятельно разгадывают загадки, предложенные воспитателем, или придумывают их сами;
5) Игры – беседы : основой их игр является общение между педагогом и ребенком, а главным средством таких игр является «слово». Именно такие игры способствуют активизации у детей эмоционально-мыслительных процессов, то есть единство действий, мысли и слова.
Обращая внимание не только на группировку дидактических игр А. И. Сорокиной, но и на классификацию А. К. Бондаренко, которая в своих трудах отмечает три вида: словесные игры, настольно-печатные и игры с предметами и игрушками, мы пришли к выводу, что дидактическая игра в своем роде представляет не только практическое выполнение игровых действий, но и способствует развитию психических процессов: восприятие, внимание, память и речь.
Перечень дидактических игр, используемых для развития речи детей
среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) :
Игры с предметами : «Из чего сделано?»; «Найди такую же»; «Новоселье куклы»; «Магазин»; «Кто кому?»; «Кто что слышит?»; «Узнай, что изменилось»; «Что игрушка рассказывает о себе?»; «Горячо – холодно»; «К дереву – беги!» и другие.
Настольно - печатные игры : «Парные картинки»; «Кто что делает?»; «Не ошибись!»; «Домино»; «Охотник и пастух»; «Что лишнее?»; «Когда это бывает?»; «Где это можно купить?» и другие.
Словесные игры : «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем»; «Мыши»; «Воробушки и автомобиль»; «Кто в домике живет?»; «Гуси»; «Сколько?»; «Каравай»; «Что сажают в огороде?» и другие.
Таким образом, мы рассмотрели дидактические игры как средство развития речи в среднем дошкольном возрасте. Можно сделать вывод, что дидактическая игра представляет в себе сложную систему методов, форм и средств всестороннего обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она включается в себя дидактическую задачу, игровую задачу, игровые действия, дидактические правила и результат. Дидактическая игра, имея организованную и формализованную структуры, способствует усилению чувственного познания окружающего мира, закреплению и уточнению знаний о свойствах предметов и приобретению новых способов умственного познания и действий.
Большое своеобразие дидактических игр стимулирует не только речевую активность детей, но и познавательную деятельность, способствуют всестороннему развитию ребенка, задевая все области образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.