Татьяна Румянцева
Дидактические игры для развития наглядно-действенного мышления и воображения (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра «Муха».
Цель: Научить детей анализировать зрительный образ.
Нужно нарисовать квадрат и разделить его на девять клеточек. В центре сидит «муха». Она может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Обратные движения совершать нельзя. Задачей игроков является: не выпустить «муху» за пределы девятиклеточного поля. В игре участвуют 2-3 человека. Каждый по очереди называет свой ход перемещения «мухи». Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Когда игра начинается, все игроки видят игровое поле, хотя действие производятся медленно. Пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Через несколько минут игры поле закрывается и каждый игрок должен продолжать игру, ориентируясь на свое зрительное представление.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Игры на развитие воображения
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Анализировать зрительный образ можно в упражнениях типа: «Помоги озорнику найти подходящий осколок стекла и закрыть дырку» или предложить детям найти на картинке с «запутанным» рисунком геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и т. д. и обвести их разными цветами.
2. Упражнение «Найди отличие».
Цель: Научить детей запоминать образ, ситуации.
Предложить детям картинку, на которой нарисована ванная комната.
Ребенку нужно представить, что он находится в этой комнате и дотрагивается до каждого из нарисованных предметов. Важно запомнить их местоположение. Как только ребенок запомнит все, переворачиваем страницу. На другой странице та же ванная комната, но предметы сменили свои места. Нужно назвать как можно больше предметов.
3. Упражнение «Счетные палочки».
Цель: Научить детей представлять зрительный образ.
Детям предлагается четыре квадратных листа, на которых из счетных палочек выкладываются образы или геометрические фигуры. Например: лицо, клоун, кошка, ежик. Нужно запомнить образы, закрыть их листом бумаги и выложить такие же изображения на чистых квадратах.
4. Игра «Волшебные кляксы».
Цель: Научить детей узнавать предметы в неопределенных графических формах.
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливают немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Дети по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
5.«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.
6. Игра «Что на что похоже».
3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: То, что я загадал похоже на…» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
7.«Дорисуй фигуру».
Цель: Научить детей собирать целостный образ из его частей.
Детям предлагаются шесть листов бумаги, на которых изображены: Два кружка, соединенных линией; полукруг; волнистая линия; овал во весь лист; круг в круге; круг «на палочке». Детям нужно ответить на что похожи фигурки на картинке, подумать и дорисовать детали, так, чтобы рисунки были как можно интереснее.
8. Игра «Круглые очки».
Цель: Научить детей работать со свойствами предметов.
Ребенку нужно представить, что он надел круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Нужно осмотреться и назвать все круглые предметы в группе. Затем ребенку предлагается представить, что он вышел на улицу и назвать 5 предметов круглой формы, которые ему встретятся.
Можно предложить упражнение: «Назови по три предмета, которые могут сочетать 2 названных признака. Например: «Яркий и желтый». Варианты ответа: «свет, солнце, лампа». В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и в переносном смысле. Например: сладкий, легкий (жизнь, запах, победа).
Для того, чтобы научить детей находить общие и различающиеся признаки объектов, детям предлагается ряд заданий по объединению предметов в группы, исключению лишнего предмета из группы, обозначению группы предметов одним понятием. При этом необходимо помнить, что обобщение может производиться по разным основаниям: по ситуативным признакам (ложка, чашка, скатерть, стол – предметы обычно находящиеся в пространственной близости); по функциональным признакам (крючок, поплавок, удилище, ведро – предметы, используемые в рыбной ловле); по категориальным признакам (стол, стул, кровать – мебель). Дети должны научится обобщать, используя все эти основания. Поэтому желательно не ограничивать их одним способом группировки, а поощрять выполнение задания разными способами.
9. Игра «Лишнее слово».
Назови лишнее слово. Объясни, почему:
щука, карась, окунь, рак;
мяч, коньки, качели, клюшка; и т. п.
10. Игра «Назови отличие»
Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница, самолет.
Чем эти предметы отличаются от: телевизора, собаки, машины, карандаша, стола, птицы? Найди как можно больше отличий.
Например: шкаф – большой, телевизор – маленький; шкаф используется для хранения вещей, телевизор не используется; шкаф не нуждается в электричестве, а телевизор нуждается.