Мария Василика
Осенние наблюдения (старший дошкольный возраст)
1. Наблюдение за сезонными изменениями. Дать детям понятие, что наступил сентябрь, первый осенний месяц, первые осенние дни, зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.
2. Наблюдение за сезонными изменениями. Солнце светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.
Публикация «Осенние наблюдения (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
3. Наблюдение за сезонными изменениями. Обратить внимание детей, что с каждым днём становится всё холоднее, дни короче, а ночи длиннее, часто идёт холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут.
4. Целевая прогулка по территории детского сада. Расширить знания детей о том, что осенью происходят заметные изменения в растительном мире, предложить детям найти первые признаки осени, обобщить знания детей.
5. Наблюдение за небом. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья осин и берёз. Воздух чист, прозрачен и в нём летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом»
6. Наблюдение за небом. Небо низкое, серое, в тучах, пасмурное, хмурое, осеннее, на небе свинцовые тучи, сплошная серая пелена.
7. Наблюдение за небом. Небо почти всё время затянуто свинцовыми тучами, часто идут холодные дожди со снегом. По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда.
8. Наблюдение за солнцем. Предложить детям отметить, что оно светит, но не греет
9. Наблюдение за солнцем. Отметить, что оно стало греть меньше. День уменьшается.
10. Наблюдение за солнцем. Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно на востоке, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне.
11. Наблюдение за солнцем и росой. Солнце уже не так ярко светит и греет, роса лежит до обеда, долго не высыхает.
12. Наблюдение за ветром. Обратить внимание детей на то, что осенью часто налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он медленно кружась, опускается на землю.
13. Наблюдение за воробьями. Предложить детям послушать их пение, обратить внимание на повадки: быстрые, юркие.
14. Наблюдение за пауком. Как выглядит паук? Как передвигается? Где живет и чем питается? Как паук ловит насекомых?
15. Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух – разносчиков болезней.
16. Наблюдение за муравьём. Как выглядят муравьи? Как они передвигаются? Чем питаются? Из чего муравьи строят свои дом? Как муравьи готовятся к зиме?
17. Наблюдение за насекомыми. Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.
18. Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на то, что листья на деревьях желтеют сначала на верхушках где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся желтыми листья берёз.
19. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется : береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени : сирень еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.
20. Наблюдение за берёзой. Что происходит с деревьями осенью? Как деревья готовятся к зиме?
21. Наблюдение за рябиной. Как выглядит рябина? Где она растет? Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы любят ягоды рябины? Что даёт людям рябина?
22. Наблюдение за рябиной. Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще. Какие на вкус ягоды рябины зимой? Какие птицы прилетают полакомиться ягодами? Исследовательская деятельность. Сравнить ягоды до мороза и после.
23. Наблюдение за ивой. Ива – куст или дерево? Почему? Как выглядит ива? Ива любит влажную почву и растет по берегам рек. У неё гибкие ветки, украшенные узкими продолговатыми листиками. Из ивовых веток плетут корзины и короба.
24. Наблюдение за осиной. Какой ствол и листья у осины? Почему дрожат листья осины?
25. Наблюдение за цветником. Как устроен цветок? Как называются цветы, которые растут на клумбе? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? Предложить детям собрать семена.
26. Наблюдение за цветником, огородом. Обратить внимание детей на то, что с грядок всё убрано, вскопано, подготовлено к будущей посадке семян.
27. Наблюдение за работой дворника. Какие орудия труда нужны дворнику для работы? Какую работу выполняет дворник осенью? Как мы можем помочь дворнику?
28. Наблюдение за автобусом. Как выглядит автобус? Что находится внутри автобуса? Для чего нужны поручни? Как едет автобус?
29. Наблюдение за скорой помощью. Спросить детей для чего нужна скорая помощь? Какие по характеру водители должны управлять скорой помощью?
30. Наблюдение за грузовым транспортом. Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы.) К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту). Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.)
31. Наблюдение за одеждой людей в осенний период – почему люди так одеты в холодное время года. Посмотреть на свою одежду и рассказать, кто во что одет и почему. Что может случиться, если одеваться осенью по- другому. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Развитие речи.
32. Наблюдение за дождем. Обратить внимание, что осенью часто идут дожди. Ввести понятие «моросящий» дождь. Предложить детям сравнить какой дождь холоднее – летний или осенний.
33. Наблюдение за осенними осадками. Осенью дождь идет чаще, становиться холодно и вот вместе с осенним дождем пролетают первые снежинки. Поймать на ладошку снежинку и рассмотреть.
34. Наблюдение за осадками. Понаблюдать за изменениями осадков, сравнить с сентябрём (кроме дождей мокрый снег, иней по утрам).
35. Наблюдение за утренними туманами. Предложить детям рассмотреть окружающие объекты, убедиться в том, что во время тумана плохо видны объекты.
36. Наблюдение за изменениями погоды. Спросить какое время года? Назовите приметы осени. Солнце светит, но не греет; часто идут дожди; утром бывают заморозки.
37. Наблюдение за сезонными изменениями. Какая стала погода, куда улетают птицы, почему исчезли насекомые?
38. Наблюдение за птицами. За повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться: вороны - на толстых ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби- на карнизах жилищ.
39. Наблюдение за небом и тучами. Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Предложить посмотреть на тучи, низко повисшие над землей, и охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами «пасмурная», «хмурая», «холодная».
40. Наблюдение за трудом взрослых на огороде. Предложить детям выдернуть засохшие растения с грядки, подготовить грядку к зиме.
41. Наблюдение за изменениями погоды. Спросить какое время года? Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с октябрём? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
42. Наблюдение за осадками. Понаблюдать за изменениями осадков, сравнить с сентябрём (кроме дождей мокрый снег, иней по утрам).
43. Наблюдение за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный – быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный день. Предложить представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.
44. Наблюдение за живой природой. На участке провести наблюдение : кого мы можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких животных можно увидеть только птиц.)
45. Наблюдение за перелетными птицами. Рассказать детям, что осенью количество корма уменьшается. Спросить почему? Объяснить, что сначала пропадают насекомые, увядают растения, уменьшается количество плодов и ягод. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
46. Наблюдение за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер» (продувает насквозь).
47. Наблюдение за солнцем : светит все реже, поднимается невысоко, длинная тень от солнца в полдень. В ноябре короткие дни и длинные ночи.
48. Наблюдение за деревьями без листьев. Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? Почему они стоят голые? Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина сосна, ель, лиственница и др.) А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.) Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.) Какие условия необходимы для роста деревьев?
49. Наблюдение за погодой. Обратить внимание на то, что лужи затягивает первый тонкий лёд, летят на мёрзлую землю серебряные звездочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие покрытые инеем листья.
50. Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега.
51. Наблюдение за изморозью. Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их тончайшим кружевом.