Галина Геннадьевна Мартасова
Дидактические игры и упражнения с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры и упражнения с детьми раннего возраста»
«Угостим куклу чаем».
Цели: Добиться повторения названий чайной посуды, порядок сервировки стола для чаепития; - Дать представление о правилах безопасного поведения за столом.
Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла.
Публикация «Дидактические игры и упражнения с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Содержание игры. Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно.
«Уложим куклу спать».
Цели: Закрепить названия постельного белья и их принадлежностей; - Уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; - Закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее.
Содержание игры. Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную.
«Что где лежит?».
Цели: Закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе; - Уточнить знания о расположении предметов в группе; - Закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.
Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых и других зон по видам детской деятельности.
Содержание игры. Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и зон по видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.
«Расскажем кукле Тане, как вести себя в детском саду».
Цели: Уточнить представление о правилах безопасного поведения в группе
Оборудование: игрушка кукла Таня, фотографии групповых помещений или соответствующие картинки.
Содержание игры. Воспитатель вносит игрушку, рассматривает ее детьми, предлагает вспомнить содержание мультфильма, последовательно показывает фотографии или картинки, затем предлагает рассказать кукле, как нужно вести себя в том или ином помещении, делая при этом акцент на правилах безопасности.
«Оденем куклу на прогулку».
Цели: Учить правильно называть названия зимней одежды. Уточнить порядок одевания.
Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них.
Содержание игры. Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет, какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.
«Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться!»
Цели: Закрепить названия зимней одежды и порядок одевания; - Формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье.
Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него.
Содержание игры. Педагог показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки (пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т. д., уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т. д.
«У нас порядок!»
Цели: Формировать знание о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место; -Закреплять представление о правилах безопасного поведения в быту; - Воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме.
Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, швейных принадлежностей, рабочих инструментов, картинки с изображением кухонного шкафа, платяного шкафа, рабочего ящика.
Содержание игры. Воспитатель напоминает детям, как важно убирать вещи на место, чтобы их легко было найти, а особенно важно правильно хранить опасные предметы - разложить предметы по местам - и предлагает разложить предметные картинки к изображениям мест их назначения.
«Таня проснулась!»
Цели:Закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот; - Упражнять в пользовании носовым платком.
Оборудование: кукла, носовой платок, индивидуальные носовые платки.
Содержание игры. Воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман.
«Купание куклы»
Цели: Закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья; -Уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела; -Способствовать формированию привычки опрятности.
Оборудование: куклу, ванночка, предметы для мытья, полотенце, пижама, кровать.
Содержание игры. Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную.
«Что твои умеют ручки?»
Что умеют делать тучки? Что твои умеют ножки? Что умеют делать рожки? Что твои умеют глазки? Кто умеет слушать сказки? Что умеют делать пальчики? Что умеют делать зайчики? Что умеет ротик твой? Кто пойдет гулять со мной?
«Покажем кукле, как работает парикмахер!»
Цели:Уточнить знание о труде парикмахера; - Продолжать формировать представление о необходимости поддерживать чистоту тела и аккуратный внешний вид.
Оборудование: 2 куклы, атрибуты для игры в парикмахерскую.
Содержание игры. Воспитатель приносит большую куклу, которая рассказывает, что пришла из детского сада, где дети не умеют играть в парикмахерскую. Воспитатель просит детей помочь кукле, рассказать и показать, как играть в эту игру. Педагог уточняет с детьми, какие предметы необходимы для работы парикмахера.
«Сделаем кукле красивые прически!»
Цели: Закреплять знание ухода за волосами; - уточнить названия необходимых для этого предметов; - формировать понятия" опрятный внешний вид".
Оборудование: куклы с волосами разной длины, предметы ухода за волосами.
Содержание игры. Воспитатель обращает внимание детей на неопрятный внешний вид кукол (они без носков и туфель, волосы не причесаны и т. д., просит привести их в порядок, сделать им прически. Уточняет, какие предметы необходимы для этого, обращает внимание на то, что волосы у кукол разной длины, поэтому прически должны быть разными. Педагог предлагает вспомнить, какие прически можно сделать из длинных волос, показывает отдельные приемы, продолжают работу дети.
«Подбери бант по цвету!»
Цели: Упражнять в завязывании банта; - закреплять знание основных цветов; - продолжать формировать представление об аккуратности и опрятности.
Оборудование: куклы в платья разного цвета, банты разного цвета.
Содержание игры. Воспитатель обращает внимание на то, что у кукол неопрятный вид, предлагает завязать им банты, но подобрать их по цвету платьев.
«Кто помогает соблюдать чистоту и порядок».
Цели: Закрепить знание о труде дворника, помощника воспитателя, мастера по стирке белья и предметах их труда; - закреплять знание о правилах гигиены.
Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий, картинки предметов, необходимых им для работы.
Содержание игры. Воспитатель рассматривает с детьми картинки, уточняет, что делают люди этих профессий, как важно соблюдать правила гигиены. Затем раздает детям предметные картинки и предлагает положить предметы труда к соответствующим картинкам. При проверке выполнения уточняет названия и назначение.
«Запомни движение!»
Цели: - закрепить знание об основных видах движений (ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно - моторную память. внимание; - продолжать формировать представление о пользе занятий физкультурой и спортом.
Содержание игры. Воспитатель показывает движение, затем предлагает послушать стихотворение или короткий рассказ, назвать и воспроизвести показанное движение.
«Мы гуляем!»
Цели: Закреплять знания о правильном общении и поведении с животными; - Продолжать формировать правила осторожного и бережного обращения с ними.
Оборудование: иллюстрации проблемных ситуаций.
Содержание игры. Воспитатель показывает иллюстрации, изображающие различные варианты встреч ребенка с животными: домашние кошка и собака; собака, гуляющая с хозяином; бездомная собак и т. д. Предлагает сказать, как можно и нельзя поступать в каждом случае.