Злата Курманова
Речедвигательные упражнения с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство (1 – 3 года) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими действиями, зарождения различных видов деятельности и их совершенствования.
Формирование моторики положительно сказывается на раннем речевом развитии. Благодаря развитой мелкой моторике малыш быстрее учится общаться с окружающими, пользуясь речью.
Использование различных приемов по развитию речедвигательной координации детей на занятиях с детьми дает эффективность в развитии не только речи, но и движений.
Занятие для детей раннего возраста рассчитано на 15 – 20 мин.
Публикация «Речедвигательные упражнения с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Во вводной части (3 – 5 мин.) ребенок выполняет уже знакомые ему движения (можно предложить пошагать на месте, походить, перешагивая через предметы, произнося звуки раннего онтогенеза : /п/, /б/, /м/).
Упражнения с теннисными мячами можно выполнять в любом положении (сидя, стоя, лежа). При выполнении упражнений следует обращать внимание и на дыхание, поскольку часто при выполнении сложных двигательных действий у ребенка учащается или наоборот задерживается дыхание, что в итоге приводит к переутомлению.
Предлагаемый комплекс упражнений можно выполнять как в детском саду, так и в домашних условиях.
Упражнение 1. И. п. : мяч в опущенных руках. На выдохе подняться на носочки, вытянуть руки вверх и протяжно сказать: «Ух».
Упражнение 2. И. п. : мяч прижат двумя руками к груди. Сжать мяч и произнести звук /п/.
Упражнение3. И. п. : мяч между ладонями. Катать мяч с небольшим приседом и протяжно произносить звуки /а/, /у/, /о/, /и/.
Упражнение 4. И. п. : мяч на поверхности. Катать мяч вперед и назад ребром ладони и проговаривать звук /р/.
Упражнение 5. Обхватывать мяч правой и левой руками, проговаривая: «Ам», «ап», «ак», «ав», и т. д.
Упражнение 6. Мяч лежит на поверхности. Поочередно касаться каждым пальцем мяча и произносить: «Да», «ба», «ма», «ка».
Упражнение 7. Мяч лежит на поверхности. Постукивать по мячу и произносить: «тук-тук».
Упражнение 8. Перекладывать мяч из одной руки в другую и на выдохе произносить звуки /б/, /п/.
Данный комплекс можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой, главное, чтобы педагог мог контролировать все действия и вовремя поправлять детей.
В заключительной части занятия выполняются упражнения на восстановление дыхания и пальчиковая гимнастика. Детям очень нравится потрясти пальчиками, проимитировать игру на пианино и т. д. чтобы сделать занятие более интересным, детям можно предложить стихотворный материал.
Упражнение «Идем по лужам»
Дети шагают на месте и произносят: «Кап – кап», затем на выдохе: «Шлеп – шлеп».
У медведя дом большой – ой-ой,
Дети встают на носочки и тянут руки вверх.
А у зайца маленький – ой-ой.
Приседают на корточки.
Упражнение «Пулемет»
Дети лежат на полу и произносят «Д-д-д». Повторяют 3 -4 раза.
Не следует забывать, что работа с детьми проводится не только воспитателями, но и родителями. Все домашние задания должны выполняться в соответствии с требованиями педагогов.
Таким образом, чем более развита мелкая моторика, тем ребенок быстрее освоит навыки речевого общения и тем успешнее он будет в школе и во взрослой жизни.