Ирина Руссо
Художественно-дидактические игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – упражнение : «Цвета радуги»
Игра проводится при знакомстве с гуашевыми красками.
Цель: Закрепить знания цветов; учить получать нужные цвета путем смешивания на палитре.
Материал: Набор цветных кругов на каждого играющего
Содержание: Воспитатель просит быть очень внимательным и при чтении стихотворения Т. Белозерова «На радуге» отобрать из набора круги тех цветов, о которых будет идти речь.
Не во сне,
А наяву –
Что же здесь такого?
Я на радуге живу,
В домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
Публикация «Художественно-дидактические игры и упражнения» размещена в разделах
С листьев падает роса
В темно – синей чаще,
Филин желтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озерам.
Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишневый мостик
Я на радуге живу
Приходите
В гости!
К моменту окончания чтения у каждого ребенка на столе разложен весь «Цветовой ряд» стихотворения. Затем дети получают эти цвета (кроме белого и жёлтого, смешивая краски.
Игра – загадка: «Слушай звуки музыки»
Игра предваряет беседу по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Цель: Знакомить с произведениями искусства; развивать образное воображение.
Материал: Репродукции пейзажей разных времен года (И. Левитана «Золотая осень», А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Шишкина «Рожь»); грамзапись мелодии из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Содержание: На мольберте вывешиваются репродукции пейзажей. Воспитатель говорит, что художник с помощью красок, а композитор и музыкант с помощью звуков могут нарисовать одну и ту же картину, передавать одно и то же настроение.
Детям предлагает послушать музыкальную характеристику одного из осенних месяцев («Октябрь, Осенняя песнь») и определить с какой из предоставленных картин созвучна по настроению эта музыка.
Игра – упражнение : «Какого цвета снег»
Цель: Учить смешивать цвета для получения нужного цвета; развивать цветовую зоркость и зрительную память.
Материал: репродукция картины И. Грабаря «Мартовский снег».
Содержание: Играющие кладут перед собой репродукцию картины и набор фишек. Внимательно вглядываются в картину и при обнаружении сходства устанавливают фишку на место соответствующего цвета. Когда набор фишек исчерпан, дети должны постараться получить на палитре те цвета, которые увидели на картине. Полученную палитру можно использовать при цветовом решении зимней композиции.
Игра: «В гостях у картин»
Цель: Познакомить с жанром живописи (пейзаж, портрет, натюрморт); закрепить новые знания на практике.
Материал: репродукции картин различных жанров: набор картин с мини – репродукциями.
Содержание: Детям предлагают совершить экскурсию в зал картинной галереи. Воспитатель замечает, что сегодня на занятии не будет идти речь о названиях этих картин о том, кто их написал. Некоторые уже знакомы.
Экскурсанты молча рассматривают картины, а воспитатель продолжает: «Если очень внимательно посмотреть на эти картины, то окажется, что по тому, что изображено, их можно разделить на пейзажи, натюрморты, портреты».
Слушая песню Г. Гладкова на слова А. Кушнера «О картинах», дети стараются определить, где пейзаж, портрет или натюрморт.
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это – натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто – нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет.
Детей просят совершить экскурсию по залу картинной галереи и отыскать натюрморты, пейзажи и портреты.
Игра: «В гостях у картинных мастеров»
Цель: Закрепить знания о народных промыслах, совершенствовать зрительную память.
Материал: Рисунки или репродукции изделий народных мастеров Хохломы, Гжели, Дымково, Городец.
Содержание: Игровая ситуация: мастера прислали свои изделия на выставку, но вот несчастье – в дороге все перепуталось. Детям предлагается определить, откуда и какие изделия присланы, и расставить их по полкам к народным мастерам.
Игра – загадка: «В музее осени»
Цель: Познакомить с новым произведением изобразительного искусства; развивать наблюдательность и зрительную память.
Материал: 5-6 репродукций осенних пейзажей, неизвестных детям.
Содержание: В группу приходит письмо от Осени, где она сообщает, что из ее музея похищена картина. Среди детей выбираются два игрока на роли сыщика и смотрителя музея, глядя на одну из картин, дает ее словесное описание. В этот момент сыщик стоит спиной, затем поворачивается и отыскивает среди представленных картин похи