татьяна морозова
Дидактические игры формированию образной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вот некоторые из игр, которые использую на занятиях. Предлагаю вам поиграть.
Игра «Фразеологический зверинец» учит подбирать подходящие по смыслу слова, обозначающие животных. Эта же игра знакомит детей с поведением животных, учит детей думать, почему данное свойство животного перенесли на человека. Уместно поиграть в эту игру перед знакомством детей с литературным жанром – басней. Она подводит их к понятию «аллегория». Воспитатель называет характерный признак животного, а дети - само животное.
1. Голоден как… 10. Надут как…
2. Нем как … 11 .Драчлив как…
3. Хитер как… 12. Важный как…
4. Грязный как … 13. Красный как…
Публикация «Дидактические игры формированию образной речи у старших дошкольников» размещена в разделах
5. Упрям как… 14 .Плестись как…
6. Изворотлив как… 15 .Назойлив как…
7. Здоров как… 16. Трусливый как…
8. Болтлив как… 17. Тихий как…
9. Колю чий как. 18. Гордый как…
Игра «Сказочные фразеологизмы»
Детям дается задание: закончить крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди туда - не зная куда (принеси то - не знаю что).
Скоро сказка сказывается (да не скоро дело делается).
Это все присказка (сказка будет впереди).
В тридевятом царстве (в тридесятом государстве).
Игра «Что это?»
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди; не щи, а их греют.
3. Он в голове у легкомысленного человека гуляет; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
4. Он бывает без костей у несерьезного человека; его советуют держать за зубами нетерпеливому человеку; им цепляются часто женщины, когда встречаются; его чешут, порой очень долго; иногда его глотают от неожиданности.
5. Они могут разбегаться, особенно у женщин в магазине; их строят, ими стреляют, когда хотят понравиться мужчинам; в них пускают пыль при обмане; а кому-то недалекому человеку их приходится открывать.
А в следующие игры можно будет поиграть, например, с коллегами на семинаре или педсовете, посвященным фольклорной тематике.
7. Игра «Цветные фразеологизмы»
Выставляются картинки определенного цвета. Нужно подобрать фразеологизмы, содержащие цветные слова.
Белый – белым-бело, белые мухи, белый свет.
Голубой – голубая мечта.
Синий – гореть синим пламенем, синий чулок.
Зеленый – позеленел от злости, тоска зеленая, зеленый свет, зеленая улица, молодо-зелено.
Красный – красная цена, красная девица, красный двор, красное слово, пустить красного петуха.
Розовый – окрашивать в розовый цвет, смотреть сквозь розовые очки.
Черный – чернее ночи, черная душа, все в черном цвете, в черном теле, черная кошка пробежала, на черный день.
8. Математические фразеологизмы
0 - Ноль без палочки.
1 – В одну дудку дудеть. Один в поле не воин. В первых рядах. Играть первую скрипку.
2 –Два сапога – пара. В два счета. Два слова сказать. Двое из ларца. За двумя зайцами.
3 – Третий лишний. Заблудиться в трех соснах.
4 –Дважды два – четыре.
5 – Как собаке пятая нога. Пятый угол. Через пятое на десятое.
Пятое колесо в телеге.
6 – Шестое чувство.
7 – Семь пятниц на неделе.
8 – Восьмое чудо света.
10 – Это дело десятое. Не робкого десятка.
Используемая литература: журнал "Дошкольное воспитание"№3, 2010