Валентина Эристави
Дидактические игры для ознакомления дошкольников с ТНР с пространственными предлогами
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста, имеющие диагноз ТНР, редко используют в речи предложные конструкции, с трудом понимают значение предлогов. Опыт работы в дошкольном учреждении показал : для решения данной
проблемы лучше использовать дидактические игры. Это самый эффективный метод воздействия на ребёнка, так как игра – основной вид его деятельности.
«Прятки»
Публикация «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с ТНР с пространственными предлогами» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Предлоги. Конспекты занятий
- Темочки
Цель № 1. Формировать умение правильно употреблять предлоги в предложении и связной речи; развивать творческое воображение.
Цель № 2. Учить ориентироваться на плоскости: различать понятия «верхний правый, верхний левый угол, нижний правый, нижний левый угол, в центре, посередине».
Оборудование. Панно с изображением дома, пенька, дерева, цветов, персонажей любого м/фильма или сказки, (все предметы крепятся на панно с помощью липучек).
В данном варианте детям предлагается поиграть с персонажами м/фильма «Смешарики»
Ход игры.
1. Педагог предлагает составить предложение про каждого героя без предлога.
2. Педагог предлагает составить предложение про каждого героя с предлогом.
3. Педагог предлагает разыграть на панно игру в прятки ( например: Нюша спряталась за домиком, Ёжик – под ёлкой, Крош – в домике и т. п.)
4. Педагог предлагает разместить героев игры по указанию : Лосяша – в правый нижний угол, Бараша – в верхний левый угол и т. п. Затем ребёнок должен подробно рассказать, где находится каждый персонаж.
«Разноцветные бабочки»
Цель. Закреплять умение соотносить предлоги пространственного значения с положением изображённых предметов.
Оборудование. Круг, разделённый на шесть сегментов, в каждом- изображение бабочки и цветка в разных пространственных положениях; прищепка.
Ход игры.
1. Дать задание ребё нку: прикрепить прищепку на той части круга, где бабочка летит над цветком (от цветка, к цветку, под цветком, около цветка и т. п.).
2. Предложить ребёнку построить развернутое предложение с называнием цветка (Бабочка летит над большой красной гвоздикой и т. п.).
Комплекс упражнений «Весёлая полянка»
Цель. Подготовить ребёнка к произношению звуков «Р», «Р» через многократное повторение звукосочетаний «дззз», «джжж» и выполнение упражнений «Дятел» и «Грибок».
Оборудование. Планшет, на котором выполнена имитация летней поляны с цветами, ульем, грибком, пеньком, деревом, на котором сидит дятел. Объёмные игрушки жуков, пчёл, шмелей.
Ход игры
Педагог предлагает ребёнку пронаблюдать и обыграть жизнь обитателей весёлой полянки. Предлагает следующий рассказ : На красивой полянке живут пчёлы, осы, шмели, жуки, бабочки, стрекозы и кузнечики. Пчёлы, шмели и осы целый день трудятся, собирая сладкий сок с цветков. Они перелетают с одуванчика на клевер, с василька на ромашку, с незабудки на колокольчик. Пчела, набирая нектар с цветов, летает от цветка к цветку, звеня: дззз-дззз. Позвени и ты звонко, как пчёлка… Собирает она сладкий сок хоботком в свой зоб и, наполнив его, летит в улей, сильно звеня: дззз-дззз. Позвени, и ты поможешь пчёлке донести нектар в улей.
Слышишь громкое жужжание – джжж-джжж – это раздаётся песня шмелей. Повтори песенку шмелей.
На лужайке жужжат жуки: ж-ж-ж, ж-ж-ж, летая от травки к цветку, от цветка к веточке дерева. Как жужжат жуки?
Посмотри, кто это работает на дереве в чёрном жилете, красном берете? Нос у него как топор, а хвост для него – упор. Ты отгадал, это лесной лекарь – дятел. Постучи кончиком языка по бугорочкам, как дятел: д-д-д.
Кто это у пенька? Землю раздвигает, ножку удлиняет, шапкой прикрывается. Ты догадался – это гриб. Сделай из язычка «Грибок». Сначала грибок маленький, затем ножка грибка растёт – уздечка языка растягивается.
Тебе понравилось играть? Поиграй с ними опять!
Педагог предлагает ребёнку повторить стихотворение «Шмель», где часто встречается звук «ж».
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу:
Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
На лужайке я жужжу:
Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжу:
Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
Игра «Мудрая сова»
Цель. Закреплять название букв, упражнять в написании знакомых букв и их элементов. Развивать мелкую моторику кистей рук. Вызвать желание научиться красиво писать.
Материал: 1. Мини – доска в форме птицы совы
2. Мел белого цвета
3. Цветной мел
4. Карточки – подсказки с буквами
5. Иллюстрации различных предметных картинок.
Задания: 1. Напиши букву – произнеси звук. (В подготовительной группе ребёнок характеризует звук по мягкости, глухости и т. д.)
2. Допиши букву (На мини-доске педагог заранее пишет фрагменты знакомых ребёнку букв и предлагает их дописать, например:
3. Написать предложенную букву пальцем, смоченным в воде.
4. Нарисуй предмет, в названии которого есть заданный звук. (Усложнение этого задания- звук должен быть в начале слова, в конце, в середине.)
5. Рисование симметричных предметов обеими руками. (Развитие координации зрительного анализатора, ручной умелости. Предложить ребёнку проговорить свои действия – Я нарисовал (а) ёлку, гривок, домик и т. д.).
Игра «Твистер»
Цель. Учить детей ориентироваться в цвете, развивать слуховое и зрительное внимание, развивать координацию движений. Учить ориентироваться в пространственных понятиях по отношению к своему телу.
Материал 1. Широкая полоса плотной материи (клеенки, на которой рядами наклеены круги 3-4 основных цветов.
Задания : 1. Правой ногой встать на красный круг, левой – на жёлтый, правой рукой встать на синий круг, левой – на красный и т. д. Играть одновременно могут 2-3 ребёнка. Цветовые решения ведущего могут быть любые.
Условие – на один и тот же круг нельзя вставать больше одного человека!