Марина Афанасьева
Дидактические игры для дошкольников на внимание, находчивость, сообразительность
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для дошкольников на внимание, находчивость, сообразительность
«А если бы…»
Дидактическая задача. Воспитывать сообразительность, находчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.
Игровые правила. Получив камешек, можно назвать только один вид транспорта. Повторять названия нельзя.
Публикация «Дидактические игры для дошкольников на внимание, находчивость, сообразительность» размещена в разделах
Игровые действия. Кто ошибся, тот будет в конце игры выполнять разные действия по заданию играющих.
Ход игры. Воспитатель начинает игру вступлением:
- Решили как-то ребята из детского сада отправится в путешествие по родной стране. Все хотели путешествовать, но ничего у них не вышло, оказалось, что все они хотели путешествовать по-разному. Как вы думаете, что предлагали дети того детского сада? Куда и на чем они хотели поехать? Каждый может предложить только один маршрут и один подходящий вид транспорта, повторяться нельзя.
Дети сидят в кругу. Воспитатель передает одному из играющих камешек. Получивший его говорит, куда бы он отправился и на чем, и передает камешек рядом сидящему участнику. Так предмет переходит из рук в руки, пока не будут названы все средства передвижения. Дети вспоминают все: лодки, плоты, упряжки оленей, ракеты и т. д.
«Где мы были, не скажем»
Дидактическая задача. Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Игровое правило. Имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию.
Игровые действия. Имитация трудовых действий, отгадывание, жеребьевка.
Ход игры. Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, другая по движениям должна догадаться. Они изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали, например стирку белья, чистку ботинок, чтение книги и т. д.
Более интересно, если дети будут выполнять не одинаковые движения, а разные, например одни «стирают», другие «вешают белье», третьи «гладят».
При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа детей подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», - и показывают действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети отгадают, те, кто загадывал, убегают, а те, кто отгадывал, их догоняют.
Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загадывают.
Эта игра хорошо проходит на прогулке, вне занятий. Игра проводится с детьми разного возраста; чем старше дети, тем действия, которые они придумывают, становятся более сложными.
«Кузовок»
Дидактическая задача. Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.
Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.
Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.
Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:
- Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок, грибок, коробок и т. д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.
Продолжая игру, можно называть слова и с другим окончанием, но условие остается тем же: не ошибаться и не «класть» в кузовок предметов, в названиях которых другие окончания.
«Кто что слышит?»
Дидактическая задача. Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.
Игровые правила. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.
Игровые действия. Действовать со звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы звучат.
Ход игры. На столе у взрослого стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит игрушечное пианино, погремушка и др., т. е. все, что найдете звучащее, можно использовать в игре.
За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, взрослый просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. "Книгу листает, листики шуршат", - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.
Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повторять несколько раз (только тише). Такую игру можно проводить и на прогулке. Взрослый обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, машина сигналит, листья шелестят и т. д.
«Фанты»
Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопросы, быстро и правильно отвечать, избегая запретных слов; воспитание выдержки и смекалки.
Игровое правило. Не употреблять запретные слова.
Игровое действие. Выкуп фантов
Ход игры. Все участники садятся на стулья. По жребию или по считалке одно из играющих выбирают ведущим.
Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит: Бабушка прислала сто рублей:
Что хотите, то купите,
Черного и белого не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этого он начинает вести разговор с играющим, задавая ему вопросы. Отвечать нужно быстро, иначе играть будет неинтересно. На вопросы можно отвечать все, что угодно, только не называть слов черное, белое, да, нет. Кто ошибется, дает ведущему фант. Ведущий старается, чтобы ребенок, которому задают вопросы, произнес хотя бы одно из запретных слов.
Так ведущий обходит всех играющих. Одни не ошибаются долго, а другие сразу же ошибаются и платят фант. После игры начинается выкуп фантов.