Марина Афанасьева
Дидактические игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры, на умения отличать реальные явления от нереальных, делать правильные умозаключения, понимать юмор.
«Кто больше заметит небылиц?»
Дидактическая задача: учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила: кто заметит в рассказе небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.
Игровое действие: использование фишек.
Публикация «Дидактические игры для дошкольников» размещена в разделах
Ход игры: дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения К. Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну – положит вторую фишку рядом и т. д. кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.
Путаница
Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
Читает полностью стихотворение. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игр, и предлагает быть более внимательным в другой раз.
Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.
В игре можно использовать и другие небылицы.
Радость
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
читает полностью стихотворение и поощряет детей, которые активно принимают участие в работе.
Шутка
У нас в переулке есть дом с чудесами, -
Сходите, взгляните - увидите сами:
Под белою шторкой на первом окошке
Лежат и на солнышке греются кошки.
«Так бывает или нет?»
Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Игровое действие: отгадывание небылиц.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.
- «Вечером, когда я спешил в детский сад, навстречу мне попались две девочки. Одна вела на поводке пушистую собачку, а другая – вела за руку ворону. Ворона все время вырывалась, а потом как закричала: «Ку-ка-ре-ку!»
- «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега и стали кататься с нее на санках»
- «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»
- «Летом мы катались с братом на лодке. Брат резко наклонился, и лодка опрокинулась. Мы оказались в воде. Плывем – а навстречу нам верблюд. Мы схватили его за хобот и поплыли вместе с ним в жаркие страны».
- «Однажды я пришел на новогодний праздник в детский сад. В середине зала стояла красивая, нарядная береза. Вокруг нее дети, одетые в спортивные костюмы, делали гимнастику»
Дети придумываю сами небылицы.
«Что лишнее?»
Дидактическая задача. Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения.
Игровое правило. Закрывать картонкой только ту картинку, которая лишняя. Выигрывает тот, кто первый обнаружит ненужный предмет.
Игровые действия. Находить и закрывать ненужные предметы.
Ход игры. На больших картах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для ее работы предметы и среди них гантели.
Играющие дети должны заметить и закрыть ненужный предмет. Здесь необходимо подобрать картинки со знакомыми детям профессиями: повара, дворника, продавца и т. д. дети меняются карточками и игра продолжается.