Валентина Захарова
Дидактические игры для формирования навыков словообразования у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для формирования навыков словообразования у детей 4-5 лет
«Зайчик»
Цель: использовать в речи произвольные глаголы.
Ход игры:
Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет, поглядывая, как бы сбежать, а дети ходят вокруг, напевая:
Заинька, попляши,
Серенький, поскачи,
Кружком, бочком повернись,
Кружком, бочком повернись!
Есть зайцу куда выскочить,
Есть серому куда выскочить,
Кружком, бочком повернись,
Кружком, бочком повернись!
Публикация «Дидактические игры для формирования навыков словообразования у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
При этом некоторые из играющих ослабляют руки, указывая, где зайчик ожжет прорваться через хоровод.
Зайчик припадает к земле, высматривая место, откуда выскочить, а прорвавшись там, где не ждали, убегает.
«Смешинка»
Цель: активизировать в речи производные существительные – названия предметов, соотносить движение со словом, которым оно обозначается.
Ход игры:
Каждому играющему дают какое-нибудь смешное прозвище, например: «Кочерга, ухват, помело, пила, выключатель, светофор, светильник и т. д.». Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые дети должны отвечать теми прозвищами, которые им дали. Например:
- Кто ты?
- Ухват.
- Кто твой брат?
- Кочерга.
- Что ты сегодня ел на завтрак?
- Выключатель.
И т. д.
Кто засмеется, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются. Даются шуточные поручения: прокукарекай три раза, похлопай два раза крыльями как ворона, прошагай четыре шага и т. д.
«Холодно-тепло»
Цель: образовывать степени сравнения наречий.
Ход игры:
Один из играющих назначается (выбирается с помощью считалки) водящим. Он выходит за дверь. Остальные прячут где-то в комнате на видном месте какую-нибудь игрушку (водящий не знает какую). Затем зовут водящего. Он начинает искать игрушку, а все участники игры комментируют поиски : если он приближается к игрушке, говорят «тепло», «теплее», «совсем тепло», «горячо»; если удаляется от игрушки, говорят «прохладно», «холодно», «еще холоднее», «совсем холодно».
«Что для чего»
Цель: использовать в речи глаголы в неопределенной форме, конструкции сложноподчиненного предложения.
Оборудование: картинки с изображением предметов (которыми пользуются при умывании, кукла.
Ход игры:
Детей знакомят с куклой. Рассматривают с ними картинки, называют их. Далее кукла показывает картинки по одной, а дети, не называя их, говорят, для чего нужен тот или иной предмет (чтобы чистить зубы, чтобы мыть руки, чтобы причесываться и т. д.). В дальнейшем кто-то из детей (с закрытыми глазами) отгадывает предмет по его функции и называет его.
«Чье, чье? Мое!»
Цель: образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в роде.
Оборудование: мешок, сорока (игрушка или картинка, детские вещи (одежда, игрушки).
Ход игры:
Взрослый складывает в мешок детские вещи и игрушки. Мешок вносит в комнату вместе с сорокой. Объясняет:
- Это сорока-воровка. Она насобирала разных вещей у нас в комнате, все схватила, что плохо лежит. Смеется над вами: «Чье, чье все? Мое!». Давайте-ка рассмотрим, что чье. Это что? (Туфли). Чьи туфли? И т. д.
Вещи по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина (чей? Чья? Чье). Хозяин получает свою вещь и убирает ее на место.
«Лови и называй».
Цель: Учить ребенка сочетать движение со словом.
Оборудование: Мяч
Ход игры : Взрослый бросает мяч и называет слова, которые обозначают один предмет; ребенок, бросая мяч, называет слово, которое обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».
Взрослый бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома».