Анна Точилина
Пальчиковый теневой театр как средство формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковый теневой театр как средство формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
Посещая уроки своих коллег, я всегда акцентирую внимание на то, как учащиеся используют речевые умения и навыки вне логопедического кабинета. Вижу, как трудно они контролируются и закрепляются в другой обстановке. Я поняла, что нужно построить логопедическое сопровождение в школе так, чтобы оно объединило всех коллег общей творческой идеей. В последнее время в логопедической практике специалисты чаще адаптируют нетрадиционные методы и приёмы, направленные на коррекцию речевого недоразвития детей. И важно, чтобы эти методы и приёмы учитывали последовательный, постепенный переход от простого этапа к сложному, что связано с особенностями мыслительной деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Процесс формирования речевых умений и навыков включает в себя все направления коррекционной работы по преодолению недоразвития речи: от развития мелкой и артикуляционной моторики до обучения связному рассказыванию.
Публикация «Пальчиковый теневой театр как средство формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Целью данного направления коррекционной работы является умение учащихся правильно сочетать различные языковые средства в процессе говорения с движением руки. В своей работе я использую пальчиковый теневой театр с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в предложениях, стихотворных текстах; на этапе обучения связному рассказыванию, пересказу. Разыгрывать мини-сценки или небольшое представление можно в режиме работы группы продлённого дня, в группах интерната, можно подготовить конкурсы «Лучшая постановка», «Самая правильная тень» и другие.
Подготовка и проведение театрализованных игр проходит поэтапно.
I этап - подготовительный.
Цель: сформировать кинетические и кинестетические основы движений органов артикуляционного аппарата; кистей и пальцев рук. На первом этапе дети выполняют игровые упражнения, направленные на выработку зрительно-моторной, речедвигательной координации.
В результате движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу.
Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по подготовке пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использоваться изолированные движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки».
Движения сопровождаются стихотворными текстами. Точное, динамичное выполнение упражнений подготавливает движения органов речи. Способы выполнения зависит от уровня восприятия инструкции и делятся на:
-совместные действия с объяснением;
-показ с объяснением;
-показ;
-словесные указания.
II этап - обучающий - этап театрализации.
Цель: умение соотносить позу пальцев кисти руки с содержанием стихотворных и прозаических произведений.
На II этапе целесообразно прослушивать аудиозаписи детских песенок, музыки к детским мультфильмам, записи сказок. Необходимо рассматривать иллюстрации к сказкам. Стихи, песни подкреплять движением кисти руки, с имитацией героя произведений, («Два весёлых гуся», «Ничего на свете лучше нет»…
В качестве текстов для театрализации мы используем адаптированные для теневого театра стихи отечественных и зарубежных поэтов. Стихотворная форма наиболее благоприятна для автоматизации поставленных звуков, развития слухового восприятия и памяти, темпо – ритмической организации высказывания, интонирования.
Рекомендуемые задания:
1. Работа с предметными и сюжетными картинками по тексту произведения:
-анализ наглядной ситуации, выделение главного, второстепенного;
-словесное обозначение предмета или описание сюжета по вопросам педагога, самостоятельно.
2. Работа с текстом, аудио- видео- записями включает:
-прослушивание текста или самостоятельное чтение;
-ответы на вопросы по содержанию картинки или сюжета;
-уточнение значений новых слов;
- повторение за педагогом текста, его отрывка; пересказ по вопросам педагога с опорой на картинку или самостоятельное рассказывание.
Способы выполнения театрализации по уровням сложности:
-совместные действия педагога и ребёнка с объяснением;
-показ с объяснением;
-показ;
-словесные указания.
III этап: более сложный вид деятельности – этап драматизации сказок.
Цель: умение осуществлять движения кисти руки с речью.
На этом этапе используются простые по содержанию, адаптированные (в сокращении) к теневому театру сказки, где не так много героев: «Старуха и волк, «Коза и волк» и другие. У некоторых учащихся к этому возрасту оказываются сформированными в той или иной степени коммуникативные умения. Они уже имеют опыт драматизации стихотворных текстов. Так как жизненный опыт учащихся ограничен, их речевое развитие осуществляется за счёт приобретения разнообразных знаний, впечатлений через чтение книг, просмотр фильмов. Эти процессы будут глубже и активнее, если подкрепятся театрализованным представлением с личным участием. Дети могут пересказывать небольшие по объёму знакомые тексты, поэтому постановка теневых представлений становится более увлекательной и интересной…
Рекомендуемые задания в соответствии с уровнем сформированности связной монологической речи:
-чтение роли без сопровождения тенью (один читает, другой показывает тень);
-чтение роли с сопровождением тенью;
-пересказ роли без сопровождения тенью;
-пересказ роли с сопровождением тенью;
-пересказ двух ролей с сопровождением тенью.
Можно сделать вывод о том, что для формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ необходима специально организованная целенаправленная коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая комплексно и последовательно с широким использованием театрализованных игр.