Елена Чумак
Дидактические игры как средство формирования безопасного поведения в быту у детей среднего и старшого дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры как средство формирования безопасного поведения в быту у детей среднего и старшого дошкольного возраста
Автор: Чумак Елена Вячеславовна
Публикация «Дидактические игры как средство формирования безопасного поведения в быту у детей среднего и старшого дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальных задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.
Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается
характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей, особое место необходимо уделять дидактическим играм. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, которое одновременно выступает и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и средством реализации самостоятельной деятельности. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие - то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е. такие, чтобы дети действительно увлеклись, что бы во время игры выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
Преимущество использования дидактических игр в обогащении знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента опыта безопасного поведения в быту проявляется в следующем:
• каждый ребенок максимально активен;
• имеется возможность дифференцированно осуществлять и систематизацию знаний детей;
• поддерживать устойчивый интерес дошкольников к данной деятельности и положительный эмоциональный фон.
Дидактические игры, направленные на формирование опыта безопасного поведения в быту у детей среднего дошкольного возраста должны отвечать следующим требованиям:
• отличаться реалистичностью (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближены к реальным объектам)
• занимательные (содержат игровые элементы, задания, красочные, динамичные;
• отвечать конкретным образовательным задачам;
• соответствовать возрастным возможностям детей;
• предназначаться как для коллективного, так и для индивидуального использования.
Дидактические игры по формированию безопасного поведения в быту дают возможность :
• знакомить детей с источниками опасности в быту;
• уточнить и систематизировать данные представления;
• учить различать потенциально опасные предметы;
• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения.
При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы дети могли предвидеть угрозу, чтобы воспитывалась выдержка, бережное отношение к своей жизни и здоровью, к жизни и здоровью окружающих. Применение игровых атрибутов, наглядности, поощрительных призов, вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы.
Проведение дидактических игр включает :
• ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом (показ картинок, предметов быта, краткая беседа);
• объяснение хода и правил игры
• показ игровых действий
• определение роли педагога в игре.
Необходимо отметить, что роль взрослого различна: при ознакомлении с игрой педагог выступает как организатор детской деятельности, затем как участник, наблюдает, поясняет, подсказывает.
Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, для формирования каких представлений о правилах поведения в быту она предназначена.
Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Эмоциональные переживания, которые дети испытывают во время игры, помогают оценить и осмыслить ситуацию, сформировать оптимальный алгоритм поведения. Дидактическая игра - отличная возможность для ребенка проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки, позволяет подготовить дошкольников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях.
Список литературы:
1. Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования/ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, от 5 августа 2013 г. № 661].
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
3. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста : учебное пособие/ Т. Г. Хромцова. - М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
4. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры/ Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 2.
5. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет. сада/ Д. В. Менджерицкая. Под. ред Т. А. Марковой. – М. : Просвещение 1982.
6. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателей дет. сада. / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982.