Алия Пичугина
Использование игровых приемов в процессе формирования и развития вокально-слуховых навыков. Речевые игры на артикуляцию
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры на дыхание
Всегда доставляют радость детям. Для них подбираются забавные стихи, вызывающие положительные эмоции.
«Лягушки»
Педагог читает стихотворение.
Дети кладут ладони на живот и делают энергичный выдох на слово «ква», активно работая мышцами, стараясь передать возгласами характер текста.
1. Мы лягушки-кваксы, 2. Разевайте пасти,
Ночь чернее ваксы Больше, больше, больше!
Шелестит трава Громче, громче, громче!
КВА! КВА!
3. Красным помидором 4. Под ногами кочки,
Месяц встал над бором, У пруда цветочки.
Гукает сова… В небе-синева.
КВА! КВА!
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
5. Месяц лежит выше,
Тише, тише, тише,
Чуть-чуть-чуть, едва:
КВА!
(С. Черный)
«Бабушка»
Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело : «О-о-о-о-о-ох! У-у-у-у-у-ух», а внучка поднимается по ступенькам и их считает: «Раз, два, три, четыре, пять и т. д…» На одном вдохе нужно посчитать как можно больше ступенек.
«День Рождение»
Всем «раздаем» разноцветные шарики и начинаем их «надувать». Можно «устроить чьё-нибудь день рождения» : задуть «свечи на торте».
Игра на удлинение выдоха
Удлиняем выдох на звуках закрытых (шипящих или свистящих). Для этого используем различные образы :
- как играет с листвой,
-как жужжат пчела, жук, комар,
-спустился воздух из колеса машины,
-сердится кошка и т. д.
(Выдыхание на согласных звуках «Ш», «Ж», «З», «С», «Ф»)
«Самолет и поезд»
Постепенно усложняем работу дыхательных мышц, переходя на выдох самого закрытого гласного звука «У».
Здесь помогут сначала образы самолета, поезда, с которыми можно поиграть:
-снижаться и набирать высоту голоса, используя различные речевые и певческие регистры;
-«удалять и приближать движение поезда и самолета», изменяя
громкость звучания голоса.
Игра «Кукареша»
Педагог читает стихотворение.
Дети кричат: «Ку-ка-ре-ку!», хлопая себя ладонями по бедрам и энергично работая диафрагмой.
Кукареша шёл на речку,
Кукарекал: «КУ-КА-РЕ-КУ!»
Шел на речку, на реку
И кричал «КУ-КА-РЕ-КУ!»
Игровые примеры для развития дикции и артикуляции
(скороговорки)
1. Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Карлсон и др.)
2. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на луне»-высоко, то «находясь под землей»- низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь на лифте» - постепенно повышаем высоту звука.
3. Говорим скороговорку тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навыки работы по руке дирижё ра: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание
4. Проговаривать скороговорки утрируя четкость. Энергично шевеля губами, громким шёпотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии, используя разные интонации- ласковые, ликующие, тревожные и т. д.
«Испорченный телефон»
Играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку.
Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше произнесет её.
«Ручной мяч»
Дети стоят в кругу. В центре –ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку, а тот должен поймать мяч и произнести скороговорку. Если ребенок не поймал мяч или произнес правильно скороговорку- получает штрафное очко или выбывает из игры.
«Змейка с воротцами»
Дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованными двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики закрылись, должен произнести любую скороговорку. Если он это сделал хорошо, воротики открываются и игра продолжается. Если плохо, то произносит скороговорку еще раз.
«Главное слово»
Дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово.
Не забываем так же о навыке открывания рта :
«Машинка заезжает в гараж»
Рот- «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.
«Дверь»
Рот открывается так, чтобы в него мог «войти шкаф или телевизор»
Озвученная артикуляционная гимнастика
«Машина»
Завели мотор, проверили гудок «би-би» поехали «Р» на расслабленных губах (глиссандо вверх и вниз, едем по кочкам, затем начинаем спускаться с горы (наклон туловища вниз, а мотор звучит все выше, а когда в горку, наоборот, ниже)
«Игрушечная лошадка»
Активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развивать мимику, артикуляционную моторику, а так же выразительную дикцию.
Заводим игрушечную лошадку ключиком «чик-чик». Лошадка фыркает, произносим на выдохе «фр-фр»(при этом голова опущена вниз, затем лошадка поскакала (щелкаем язычком, в конце говорим «пррр»
«Ручеёк»
Быстрые движения вправо, влево кончиком языка по вытянутым губам,
Интонируя один звук имитируя журчания ручейка
Игра «Встреча язычка с жителями удивительной сраны»
Тренируем выход более открытых гласных «О», «А»
Язычок нарядился в башмачки с каблучками
И отправился в путь дорогу (Цокать языком)
Шёл он, шёл и пришёл в удивительную стану,
Где все говорили не словами, а звуками.
Язычок очень хотел понять жителей этой страны
И поэтому всё внимательно слушал, запоминал и повторял.
Какой-то незнакомец обратился к Язычку
С вопросом: «У О?» (произнести с повышением интонации)
Язычок не понял и переспросил : «У О?»
На что незнакомец ответил : «У О» (произнести с понижением интонации)
Язычок повторил: «У О»
Новый знакомый нашего героя продолжал разговор:
«У О А?» - спросил он у Языка. (повторить вопрос)
Язычок снова переспросил: «У О А?»
На что незнакомец ответил: «У О А» (повторить ответ)
Язычок повторил услышанное: «У О А»
Постепенно Язычок стал понимать своего нового собеседника
И с удовольствием общался с ним.
Варианты разговора с любыми фонемами
«Укололи пальчик»
На одном выдохе произнести слоги «Ой-ой-ой-ой….!» Затем подуть на пальчик. (продолжительный выдох через рот)
«Разговоры овощей и фруктов»
Произносить слоговые сочетания от имени овощей, фруктов с различной интонацией: хвастливо, обиженно, радостно и т. д. а так же с разной динамикой, удлиняя выдох.
Например:1) Помидор хвастается перед огурцом, что он красный и красивый- «Па-пу-пы-по…»
Огурец отвечает -«пы-бы-по-бо.»
2) Яблоко сердится на гусеницу: «Фу-фа-фу!»- делать активный выдох, держать руками живот.
Вишни просит скворца не клевать их : «Пта-пты-пту, пта-пты-пту»
повторять как можно дольше.
Вариантов может быть множество.
«Едем в гости»
Дети повторяют предложения за педагогом на одном дыхании, стараясь предать интонацию речи. А середине предложения брать дыхания нельзя
Например, упражнения:
Едем в гости. (вдох)
Едем в гости к бабушке. (вдох)
Мы едем в гости к бабушке. (вдох)
Мы все вместе едем в гости к бабушке. (вдох)
Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке. (вдох)
Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке. (вдох)
Мы все вместе едем в гости на лошадке,на тележке к бабушке Загадушке. (вдох)