Яна Михеева
Дидактические игры для дошкольников. Картотека по развитию речи (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для дошкольников
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему. Воспитатель Михеева Я. Л.
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Публикация «Дидактические игры для дошкольников, Картотека по развитию речи (средняя группа)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Дидактическая игра " Испорченный телефон"
Цель игры : развивать у детей слуховое внимание.
Ход игры : дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребёнка, как он провёл выходные дни, а после этого громко говорит детям: "Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал, и что мне рассказал? Тогда Саша шёпотом, на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шёпотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет тоже самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша". Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки. Когда дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.
Если первому ребёнку трудно сформулировать чёткое сообщение, запустить цепочку может взрослый. Начать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная.
Дидактическая игра " Радио"
Цель игры : воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Ход игры : дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет : "Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы : цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору". Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
Дидактическая игра " Составь предложение"
Цель игры : закрепление термина "предложение", учить составлять предложение из отдельных слов.
Ход игры : каждому ребёнку предлагается какое-либо слово, которое он должен запомнить. По сигналу воспитателя ребята должны выстроиться " в предложение".
Дидактическая игра "Кто сказал?"
Цель игры : развивать у детей слуховое внимание.
Ход игры : выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: "Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь". Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнёс эту фразу. Следующим ведущим становится ребёнок, которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывал в роли ведущего.
Дидактическая игра "Кого не хватает?"
Цель игры : развивать зрительную память, подчёркивая важность каждого ребёнка.
Ход игры : дети садятся в один общий круг. Воспитатель говорит: "Сейчас один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает". Если дети слишком долго не могут отгадать, попросите спрятавшегося что-нибудь сказать, чтобы остальные могли узнать его по голосу.
Дидактическая игра " Ты мне нравишься (паутина)"
Цель игры : развитие памяти, активизация словаря, умение видеть в сверстнике хорошее.
Материал: клубок цветной шерсти.
Ход игры : воспитатель предлагает детям сесть в один общий круг. Пару раз обматывает свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и прокатывает клубок в сторону одного из детей. После того, как клубок передан, ребё нку говорят: "Коля (Маша, Петя) ты мне нравишься, потому что… (всегда помогаешь другим детям, всегда вежлив с взрослыми и детьми, всегда очень аккуратен)". Выслушав обращённые к нему слова ребёнок обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого ребёнок должен подумать и решить, кому передать клубок дальше и сказать чем нравится ему выбранный сверстник. При этом можно говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нём нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так игра продолжается всё дальше и дальше. Нужно хорошо запомнить, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Воспитатель следит, чтобы все дети были задействованы в плетении паутины. Постепенно "паутина" будет расти. Ребёнок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребёнок наматывает свою часть на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Дидактическая игра " Друг к дружке!"
Цель игры : закреплять знания о частях своего тела, обеспечение контакта и взаимодействие всех детей друг с другом.
Ход игры : дети выбирают партнёра по игре и пожимают ему руку. Ведущий в быстром темпе говорит, какими частями тела нужно будет очень быстро "поздороваться" друг с другом: правая рука к правой руке, нос к носу, спина к спине, левая нога к правой ноге. А когда ведущий скажет: "Друг к дружке" нужно быстро найти себе нового партнёра и пожать ему руку и игра продолжается (называются другие части тела).
Дидактическая игра " Говорящие очки"
Цель игры : развитие словарного запаса, умение видеть в сверстнике положительные качества.
Материал: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стёклами.
Ход игры : все дети садятся в общий круг. Ведущий надевает очки, поворачивается направо и смотрит на своего соседа, который спрашивает: "Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?" Как только ребёнок в волшебных очках услышит это заклинание, он тут же должен от имени волшебных очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес своего соседа справа. После этого он снимает волшебные очки и передаёт их своему соседу слева. Когда его сосед наденет очки, уже бывший ведущий обращается к нему с заклинанием. И новый ведущий в волшебных очках говорит о нём добрые и приятные слова. Игра продолжается, пока очки не обойдут по всему кругу.
Дидактическая игра " Дотронься до…"
Цель игры : уметь ориентироваться в данной игровой ситуации, уметь уступать другому.
Ход игры : дети стоят в кругу. Ведущий говорит: "Дотронься до… синего!" Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронутся до этого цвета. Больше двух детей до одного участника игры дотрагиваться нельзя.
Дидактическая игра " Продолжи движение".
Цель игры : развитие воображения.
Ход игры : дети стоят в кругу. Ведущий говорит: "Сейчас я начну делать какое нибудь движение, когда я замру, то мой сосед слева подхватит и продолжит это движение. Когда я хлопну в ладоши он замрёт, а его сосед слева продолжит дальше. И так по кругу. Так движение проходит весь круг и возвращается к ведущему.
Дидактическая игра "Скульптуры"
Цель игры : развивать сплочённость между детьми.
Материал: каждому ребёнку по одной счётной палочке.
Ход игры : каждый из играющих берёт по одной палочке. Один начинает игру: он кладёт палочку посреди группы на пол. Второй кладёт свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасались друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Нужно расположить палочки так, чтобы из них получилась какая-нибудь фигура. Потом палочки убираются, и предлагается выложить такую же фигуру из тел, при этом каждый должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы.
Дидактическая игра ". Десять вопросов"
Цель игры : развитие логического мышления, учить правильно, строить и задавать вопросы.
Ход игры : дети садятся в большой круг. Ведущий предлагает задать ему десять вопросов, чтобы угадать, кого из играющих он загадал. Можно спрашивать о внешнем виде этого человека, о его особых качествах, о чертах его характера, о его одежде. Ведущий на все вопросы может отвечать только "да" и "нет". Когда у кого-нибудь возникнет идея, он может молча поднять руку, пока никого не называя. Лишь только тогда, когда ведущий ответит на все десять вопросов можно высказать свои предположения о том, кого загадали.
Дидактическая игра "Найди, что изменилось"
Цель игры : развитие внимания и наблюдательности.
Материалы: счётные палочки, карточки с образцами.
Ход игры : каждому ребёнку даётся карточка с образцом (они имеют различия между собой). Каждый ребёнок из палочек выкладывает картинку, изображённую на бумаге с помощью счётных палочек. После этого дети смотрят на свою выложенную картинку и картинку другого играющего и находят отличия между выложенными картинками.
Дидактическая игра "Придумай имя".
Цель игры : учить словесной импровизации; закреплять умение делить слово на части и составлять из них новые слова.
Материалы: карточки с частями слов : "сме"-(лый); "хра"-(брый); "уме"-(лый); "ло"-(вкий); "бы"-(стрый); "сча"-(стливый); "ла"-(сковый); "ра"-(достный); "спо"-(койный); "чу"-(десный); "си"-(льный); "не"-(жный); "лю"-(бимый); "бы"-(стрый); "ве"-(жливый).
Ход игры : дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает придумать имя своему соседу слева из слогов, написанных на карточках, и объясняет что, обозначает это имя. Придумать имя можно не только из предложенных слогов, но и из своих придуманных.
Дидактическая игра " Неделя соберись"
Цель игры : закреплять знания детей о порядке следования дней недели; развивать внимание, память.
Ход игры : каждому играющему даётся название дня недели. Ведущий даё т задание: "Неделя соберись", дети выстраиваются в последовательности (от первого до последнего дня недели). Недельку можно выстраивать с любого дня недели (а не обязательно с понедельника).
Этап - помощь и поддержка в трудных игровых ситуациях
Дидактическая игра "Закончи рисунки. "
Цель игры : развитие фантазии.
Материалы: листы бумаги и карандаши или фломастеры.
Ход игры : дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: "Сейчас каждый из вас начнёт рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервёте рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать не вернётся к вам. После этого каждый составляет рассказ по нарисованной картине.
Дидактическая игра " Похож - не похож"
Цель игры : учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.
Материал: различные предметы.
Ход игры : заранее подготовленные предметы незаметно размещают в комнате. Дети садятся вокруг стола. Воспитатель предлагает выбрать ведущего. Ведущий находит в группе два похожих предмета, приносит за стол и передаёт их любому участнику игры, который должен объяснить, в чём сходство этих предметов. Если участник затрудняется в нахождении общего, то ведущий помогает ему (предметы могут быть похожи по цвету, форме, величине, материалу). Участник, нашедший сходство, становится ведущим и ищет другую пару предметов, которую передаёт другому игроку.
Дидактическая игра " Вершки и корешки"
Цель игры : закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки; у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Материал: вершки и корешки по количеству детей.
Ход игры. Вариант 1.
Дети берут себе в руку вершок или корешок. И по сигналу (хлопку в ладоши) разбегаются по участку и бегают врассыпную. Когда услышат сигнал: "Раз, два, три - свою пару найди!" быстро ищут себе пару: к своему вершку - вершок. Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя всё время становится в пару с одним и тем же игроком.
Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель даё т команду: "Вершки, найдите свои корешки!" Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
Дидактическая игра "Придумай предложение"
Цель игры : развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры : дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры : "Сидя мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу "близко" и передам Мише камешек. Он возьмё т камешек и быстро ответит: "Я живу близко от детского сада". Затем он назовёт своё слово и передаст камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий". Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если ребёнок затрудняется при ответе другие дети помогают ему.
Дидактическая игра " Соседи"
Цель игры : закреплять знания о предыдущем и последующем числе.
Материал: карточки с цифрами от 0 до 9 (2 комплекта).
Ход игры : каждому игроку раздаются по карточке с цифрой. Ведущий вытаскивает с закрытыми глазами карточку с цифрой и показывает её. Ребёнок, у которого есть это число, выходит, встаёт и поднимает свою карточку с такой цифрой. "Соседи" этого числа (дети, имеющие эти карточки - цифры) выходят и встают в определённом порядке. Остальные проверяют правильность выполнения. Выполнив задание, ведущий вытаскивает другую цифру и игра повторяется.
Дидактическая игра " Кто кем был?"
Цель игры : развитие логического мышления.
Ход игры : дети стоят шеренгой и выслушивают задания воспитателя. Тот, кто ответил, садится. Если ребёнок затрудняется с ответом, ему могут помочь другие (если помогает ещё стоящий в шеренге, то он в ней и остаётся, если помогает уже сидящий на стуле, то он встаёт вместо того, кому помог в шеренге).
Воспитатель спрашивает: "Скажите, кто кем был раньше? Дедушка был (мальчиком, мужчиной, папой). Курица была (яйцом). Помидор (семечком). Стол (деревом). Платье (тканью, хлопком). Лошадь (жеребёнком). Хлеб (зерном, мукой). Рыба (икринкой) и т. д.
Дидактическая игра " Найди нужный цвет"
Цель игры : развитие фонематического восприятия, определять в словах наличие заданных звуков.
Материал: геометрические формы разного цвета.
Ход игры : воспитатель предлагает найти форму такого цвета, в названии которой есть звук р (рь, л, ль и т. д.) Дети по очереди находят формы заданного цвета, если ребёнок затрудняется найти форму, его сосед справа должен отдать ему свою фигуру, а себе найти другую.
Дидактическая игра " Волшебная палочка"
Цель игры : развитие словарного запаса детей.
Материал: палочка.
Ход игры : дети становятся в круг. Воспитатель с помощью детей выбирают тему, о которой будут говорить. " Будем говорить про котёнка всё, что знаем". Воспитатель предлагает сначала подобрать слова про то, какой котёнок (подбор слов-прилагаетльных). Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет слово и передаёт палочку следующему и т. д. Повторять слова нельзя. Если кто-то не может подобрать слово, другой участник может ему "подарить" своё слово. Когда палочка дойдёт до середины круга, воспитатель меняет задание: "Теперь будем подбирать слова про то, что котёнок может делать (подбор слов-глаголов).
Игра «Гусеница»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива.
Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по (указывает маршрут).
Дидактическая игра " Строим дом"
Цель игры : закреплять умение выделять данный звук в начале, середине, конце слова.
Материал: лист бумаги, карандаши, фломастеры.
Ход игры : воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут строить дом (изображать его на листе бумаги). Рисует стены дома. Каждый строитель должен построить какую-либо часть дома, имеющую в своём названии звук р и рь. Дети по очереди рисуют части дома, анализируя каждое слово (крыша, труба, чердак, дверь, рама, крыльцо, дверная ручка, кирпич, деревянный дом и т. д.) После того как дом готов, можно предложить обставить дом словами с данными звуками, какие растения, деревья и кусты росли рядом.
Игра "Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие сидят или стоят в кругу.
Учитель: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары".
Игра "Корабль и ветер"
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
Учитель: "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!"
Упражнение можно повторить 3 раза.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЯ
Игра "Зеваки"
Цель: развитие у детей произвольного внимания.
Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу "Стоп!" останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закончиться, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.
Игра "Не пропусти растение"
Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.
Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.
Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза.
Игра"Четыре стихии"
Цель: развитие у детей внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками.
Команда
Движение руками
"Земля"
Дети опускают руки вниз
"Вода"
Вытягивают руки вперед
"Воздух"
Поднимают руки вверх
"Огонь" Вращают руками в локтевых т лучезапястных суставах
Игра "Нос, нос, рот"
Цель: развитие у детей зрительного внимания.
Играющие сидят кружком, посередине учитель. Учитель говорит: "Нос, нос, нос, рот. " При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то другой части головы. Дети должны делать все не так, как говорит учитель, а так, как они видят (как он делает). Кто ошибается - выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.
Игра "Найди отличия"
Цель: развитие у детей зрительного внимания.
Детям показываются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Учитель предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки.
Учитель: Что здесь нарисовано? Эти картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на этих картинках.
Игра "Делай, как я"
Цель: развитие у детей произвольного внимания.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу учителя поднимает правую руку первый ребенок, по второму сигналу - второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал они начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Упражнение "Раскрась фигуры"
Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят аккуратно закрасить цветным карандашом каждую из них. Ребенка нужно предупредить, что главное - аккуратность, время не имеет значения. Как только он начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
Упражнение "Зачеркни фигуры"
Детям предлагается картинка с изображением предметов: домиков, мячиков, елочек. Нужно зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.
Упражнение «"Да"и"Нет"не говорить»
Цель: развитие у детей умения действовать по правилам.
Учитель: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило: при ответе на вопрос нельзя говорить "Да" и "Нет"».
Примерные вопросы: Ты хочешь идти в школу? Ты любишь учиться? Ты любишь, когда тебе читают сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Ты хочешь учиться? Ты любишь болеть?
Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать желание ответить словами "да" и "нет" и одновременно обдумывать содержательный ответ.
Игра "Тропинка"
Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности детей.
Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Задания чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит задание, получает поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество очков.
Слово-задание
Движения
"Тропинка"
Все дети встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего
"Копна"
Дети направляются к центру круга, вытянув руки вперед
“Кочки"
Дети приседают, положив руки на голову
Игра "Сосед!"
Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Сосед!". Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.
Игра "Летает - не летает"
Дети садятся или встают в круг. Учитель объясняет правила игры : «Я буду называть предметы и спрашивать: "Летает?". Например: "Муха летает? Стол летает?" Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными».
Затем педагог начинает игру: "Голубь летает?" - и поднимает руки. Дети говорят: "Летает" - и тоже поднимают руки. "Автомобиль летает?" - спрашивает учитель и поднимает руки. Дети, как правило, повторяют этот жест и проигрывают. Смысл игры заключается в том, что дети должны сохранять бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.
Игра "Нарисуй домик"
Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик с образца, отдельные детали рисунка которого составлены из элементов прописных букв и цифр.
Учитель: "Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, такую же картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательными, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что-то не так нарисуете,
не стирайте, а нарисуйте правильно поверх неправильного или рядом".
При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:
присутствие всех деталей, соотношение их размеров;
правильность изображения - нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ;
количество деталей и способ их изображения - считает ли ребенок или рисует на глазок.