Анастасия Зорина
Дидактические игры для детей с ЗПР (4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
для детей с ЗПР (4-5 лет)
Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой группы - мотивация к познавательной деятельности.
Публикация «Дидактические игры для детей с ЗПР (4–5 лет)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
По мнению Е. А. Стребелевой, в определении «задержка психического развития» «. отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности». Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина предлагают рассматривать ЗПР как «. замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности».
Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию.
Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.
Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье.
В рисовании можно использовать следующие игры - упражнения :
- срисовывание с образца;
- работа с трафаретами;
- обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;
- раскрашивание и штриховку.
В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц).
Детям с ЗПР полезны игры- упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:
- емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка - найти её и описать, не доставая;
- сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;
- выкладывание фигурок из круп;
- игры с кусочками различных материалов и тканей.
Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой.
Особого внимания требует развитие речевого опосредования действия детей.
Можно использовать следующие приемы:
- поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки на задании;
- проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;
- повторение ребенком задания вслух;
- вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;
- привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.
В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоения сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.
Дидактические игры делают процесс обучения более эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.
Дидактические и подвижные игры.
Эмоционально- волевая и двигательная сфера.
Давай познакомимся! (Р. Калинина)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушения: ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.
Возраст: любой
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: надувной мяч.
Описание игры : дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч.
Слушаем хлопки (М. Чистякова)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Нарушения: ЗПР, СДВГ, застенчивость/ тревожность.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры : дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановится и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны, на два хлопка- превращение в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.
Комментарии: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.
Радость и грусть (И. Климина)
Цель: развитие эмоциональной сферы, умение дифференцировать эмоции и чувства других людей.
Нарушения: ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: рисунки.
Описание игры : дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда - радость и грусть - в зависимости от цветовой гаммы.
Комментарии: основная задача взрослого- помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок считают веселым, а другой - грустный.
Познавательная сфера.
Спичечный узор
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия.
Нарушения: ЗПР, СДВГ, РДА.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: двое.
Необходимые приспособления: три спички.
Описание игры : спички прячут в ладонях, затем трясут и бросают на стол. Взрослый вместе с ребенком рассматривает образовавшуюся фигуру: как легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички в одну сторону? Взрослый предлагает ребенку повторить образовавшуюся фигуру. После этого оба узора накрывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти воспроизвести его - найти брата
(сестру) первой фигуре. После того как ребенок закончит работу, фигуры сравнивают.
Комментарий: для ребенка это задание может оказаться слишком сложным, поэтому взрослый может сначала сделать все сам, называя вслух каждое свое действие. Таким образом, игру можно разбить на несколько этапов, которые потом и составят целостную игру.
Четыре стихии
Цель: развитие внимания.
Нарушение: ЗПР, агрессивность.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры : дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки в низ, при слове «вода»- вытянуть вперед, при слове «воздух» -поднять вверх, при слове «огонь»- вращать кистями. Ошибшийся выходит из игры.
Комментарий: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух»- а показать движения «земли».
Узнай предмет
Цель: развитие восприятия и тактильной памяти.
Нарушение: ЗПР, СДВГ, РДА.
Возраст: 4-6 лет.
Количество играющих: один или больше.
Необходимые приспособления: мешок, разные мелкие игрушки, ручки.
Описание игры : ребенку предлагают определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько, то задание несколько другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет.
Комментарий: необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета.