Антонина Тетерина
Дидактическая игра «Весенние хлопоты» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Детский сад «Сказка»
корпус №3 «Золотой петушок»
Пояснительная записка
Дидактическая игра «Весенние хлопоты» выполнена по принципу игры – мемори и предназначена для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
Актуальность
Публикация «Дидактическая игра „Весенние хлопоты“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Память у ребёнка развивается через интерес ко всему происходящему вокруг. Она представляет комплекс процессов: восприятия, запоминания, хранения и воспроизведения нужной информации. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.
«Мемори» – это не только веселая, но и полезная игра – с ее помощью у дошкольников тренируются устойчивость и распределение внимания, развивается память, зрительное восприятие.
«Мемори» в подгрупповой работе с детьми способствует: созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки для усвоения образовательных и развивающих задач; повышению речевой мотивации; развитию психических процессов. В процессе игры идёт развитие познавательно – речевой деятельности, которая способствует умственному развитию дошкольника.
Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, предметной и глагольной лексики, связной речи.
Задачи:
Дидактические :
Актуализировать представления о труде людей весной.
Уточнять и активизировать словарь глаголами, обозначающими трудовые действия; существительными, обозначающими предметы труда.
Учить связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно рассказывать по содержанию сюжетной картинки.
Совершенствовать умение составлять предложения по схеме.
Ориентироваться по схемам, обозначающим слово- предмет, слово – действие.
Обучать формулировать вопросы по содержанию картинки.
Воспитательные:
Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в игре.
Вызывать интерес к весеннему труду, показать его общественную значимость.
Воспитывать уважительное отношение к результату трудовой деятельности.
Развивающие:
Расширять объем зрительной памяти
Развивать устойчивость и распределение внимания.
Оборудование:
В комплект игры входит 16 парных карточек. С одной стороны на карточках сюжетная картинка, отражающая трудовую деятельность людей весной, на обратной стороне – яркая «рубашка». Дополнительно, для вариативности игры, изготовлены: карточки со схемами предложений из 2-4 слов, карточки со схемами, обозначающими слово-действие, слово- предмет.
Правила игры:
В игре принимает участие от 2 до 4 человек.
Ведущий перемешивает карточки и раскладывает на столе картинками вниз.
Игра начинается по считалке, например:
«Трактор плугом землю пашет,
Борона за ним идет,
Следом сеялка большая
В землю зернышки кладет.
Ты не веришь? Выходи!
Да на поле погляди!»
Или по любой другой считалке, предложенной детьми.
Игроки поочередно открывают по две карточки. Если изображения на них одинаковые, то игрок забирает их себе и получает право ещё одного хода. Если же нет, то карточки кладутся строго на те места, где они лежали, картинками вниз. Далее ходит следующий игрок.
Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше собранных пар карточек, жетонов. Победитель получает набор наклеек (девочки - весенние цветы, мальчики – сельскохозяйственные машины).
Когда дети усвоят правила игры-мемори, вводятся усложненные варианты, в которых решаются задачи речевого развития.
Варианты:
1. Если изображения на картинках одинаковые, то игрок рассказывает, что изображено в сюжете.
2. Если изображения на карточках не совпали, то ребенок должен задать игрокам вопрос по их содержанию, игроки, ответившие на вопросы, получают жетоны.
3. Если изображения на карточках одинаковые, то ребенок берет дополнительную карточку в банке заданий и выполняет его (составляет предложение по схеме или называет все действия, или все предметы). Ребенок, справившийся с заданием, получает жетон.
Результаты игры:
Дети с интересом играют в игру, стараются выполнять задания, чтобы победить.
Дети запоминают расположение парных картинок, умеют сосредоточить и распределить внимание.
Дети умеют связно, последовательно и грамматически правильно рассказывать по содержанию сюжетной картинки.
Дети ориентируются в схемах, обозначающих слово-предмет, слово-действие и лучше усвоили называния трудовых действий, инструментов.
Дети ориентируются в схемах предложений и умеют составлять по ним предложения.
Дети научились формулировать вопросы по сюжету картинки.
Дети доброжелательно взаимодействуют в игре, адекватно реагируют на удачи и неудачи.
Дети проявляют интерес к весеннему труду и понимают его общественную значимость.
Литература:
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М. : Альфа, 1993
2. https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vasilevna-aleinik/igry-memori-chto-yeto-takoe.html
3. https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20весенний%20труд&stype=image&lr=56&source=wiz