Катаева Татьяна Анатольевна
Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорные способности - это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя.
Сенсорные способности занимают ведущее место в ряду других способностей, обеспечивающих успешность умственного, физического, эстетического воспитания.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В раннем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Поэтому, на этапе младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей играет ведущую роль в освоении окружающего мира, различных видов деятельности (бытовой, предметной, в том числе изобразительной).
В раннем и младшем дошкольном возрасте ставятся задачи научить детей выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Работу мы начали в начале учебного года с диагностики, в которой использовали задания из диагностических методик Волосовой Е. Б, Стребелевой Е. А, Пантюхиной Г. В., Печоры К. Л.
Для выявления уровня сформированности представлений о форме у детей третьего года жизни использовался ряд игровых заданий: «Занимательный домик», «Разложи фигуры», «Построй по образцу», для выявления ориентировки ребёнка в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбор к соответствующим по форме отверстиям). определения умений ребёнка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу (круг, квадрат, треугольник, и строить из них простые предметы.
Для выявления уровня сформированности представлений о цвете у детей третьего года жизни использовались следующие игровые задания: «Найди такой же по цвету», «Нарисуй дорожку к домику» «Найди нужный цвет» с целью выявления степени ориентировки ребёнка в семи цветах спектра, нахождения их по образцу, без называния цвета, в выборе цвета при назывании его взрослым (4 основных цвета, ориентировки ребёнка в основных цветах.
Чтобы выявить уровень сформированности представлений о величине у детей третьего года жизни использовались следующие игровые задания: «Большой и маленький», «Сложи пирамидку», «Собери бочки», с целью выявления умений ребёнка находить и называть большой, маленький предмет, собирать пирамидку из 4-5 колец по рисунку (по убыванию размера, собирать 4-6 бочек, вкладывать меньшую в большую.
Результаты выполнения детьми диагностических заданий были проанализированы в соответствии с критериями оценки сформированности представлений о цвете, форме, величине. Критериями для определения уровня были: правильность выполнения задания и степень самостоятельности ребенка.
Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что необходима планомерная работа по развития сенсорных способностей, формированию сенсорных эталонов с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности - в действиях с предметами, детских играх, рисовании, пении, занятиях со строительным материалом и др. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, являются основной формой работы по развитию сенсорных способностей детей 2 - 3 года жизни (С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.).
Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры могут применяться как в качестве одной из форм проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Систематизировав игры, мы разделили их на 3 блока:
Цель первого блока: формирование представлений о цвете. Использовали следующие игры и упражнения:
- на повторение основных цветов спектра, соотнесение цветной карточки и цвета предмета «Разноцветные кружки», «Уточним цвет предмета», «Тарелочки», «Какие цвета использованы?», «Какого цвета не стало?», «Поставь букет цветов в вазу», «Какого цвета предмет?».
- «Гусеничка», «Сложи радугу» (воспроизвести вторую половинку, «Собери гирлянду», «Сплети коврик из полосок» по памяти и в соответствии с образцом повторяя чередование цветов.
- на различение близких цветов, опираясь на наглядный материал и помощь педагога «Составь узор», «Что лишнее», «Уточним цвет предмета».
Цель второго блока: формирование представлений о форме. Использовали следующие игры и упражнения:
- на распознавание геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, определение лишней фигуры «Найди пару», «Узнай фигуру», «Определи правильно», «Какая фигура лишняя?», «Что общего?», «Чудесный мешочек», «Заштопай юбочку, штанишки», «Из каких фигур состоит машина?».
- на соотношение геометрических форм с реальными предметами «Найди предмет такой же формы», «На что похоже».
- на составление геометрической фигуры, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей, по образцу или по памяти «Составить целое из частей», «Определи правильно», «Составь узор».
Цель третьего блока: формирование представлений о величине. Использовали следующие игры и упражнения:
- на раскладывание однородных предметов (по величине) на две группы: «Большие и маленькие елочки» «Палочки в ряд», «В какую коробку?».
- собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе, собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5-6 штук (и более, одновременно выложенных и разобранных на столе «Пирамидки», «Матрешки».
- на умение располагать предметы по возрастанию и убыванию «Сравни предметы по высоте», «Выложи палочки», «Разложи по размеру», «Лесенка», «Какой домик больше?», «Самая длинная, самая короткая».
В конце учебного года мы провели повторную диагностику, которую использовали в начале учебного года, на начальном этапе работы. Полученные данные свидетельствовали о влиянии дидактических игр на развитие сенсорных способностей и формирование сенсорных эталонов у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в раннем и младшем дошкольном возрасте развития сенсорных способностей актуально, так как они играют ведущую роль в освоении окружающего мира. Дидактические игры обладает большим потенциалом при формировании представлений о цвете, форме, величине и являются основной формой работы по развитию сенсорных способностей детей 2 - 3 года жизни. Развитие сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста зависит от правильного подбора и проведения специальных дидактических игр, а также от грамотного руководства взрослого процессами познания окружающего мира.