Ксения Плаксина
Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития
Молчанова Н. Ю., Циленко К. Н.
МБДОУ Детский сад № 56 «Гусельки», г. Тамбова
Перед педагогами, работающими с детьми с задержкой психического развития (ЗПР, стоит нелегкая задача - подготовить воспитанников к обучению в школе. Для этого необходимомаксимально приблизить психическое развитие детей к нормальному состоянию. Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых главное место занимают дидактические игры.
Публикация «Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях как учителем-дефектологом (индивидуальных и групповых, так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.
Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития включиться в учебно-воспитательный процесс за счет коррекции недостаточно сформированных интеллектуальных навыков.
Всегда надо помнить, что все задания должны быть даны ребенку в игровой форме. Упражнения нельзя ребенку навязывать, ведь игра - дело добровольное. Если ему будет по-настоящему интересно, то он пойдет в школу вполне подготовленным. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для детей с задержкой психического развития.
Дети с задержкой психического развития безучастны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Педагогам необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра выступает в роли инструмента психического и речевого развития ребенка и его социализации.
Большинство детей с ЗПР имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой рукой подхватить другой предмет и т. п. Также детям с ЗПР для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Основная задача, стоящая перед педагогами состоит в том, чтобы сформировать у детей с ЗПР дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке. В этом заключается ведущая коррекционная задача при воспитании детей с ЗПР.
Для успешного проведения дидактических игр несомненно способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка с ЗПР эмоциональная сторона организации игры — важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность педагога, вследствии которой и возникает сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата. Роль специалиста в дидактической игре двойственна : с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой — выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре, участвуя в ней, педагогв тоже время следит за выполнением правил. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении — это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы : доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка с взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта, являются подготовительными ко всем другим разделам и должны проводиться в первую очередь.
Таким образом, при выборе дидактических игр, педагогом должны учитываться коррекционные цели и особенности развития детей с ЗПР, что позволит достичь положительной динамики в обучении и воспитании детей, имеющих отклонения в развитии.
Литература
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение,1991.
2. Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития. /Науч. -исслед. ин-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика,1984.
3. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие – М. : «ЦГЛ», 2002.
4. Сухинина С. В. Ребенок в игре. - М. : Новая школа, 2004.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1991.
6. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М. : Просвещение, 1989.
7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. : Просвещение, 1988.