Ирина Прокофьева
Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для каждого ребёнка одним из самых важных процессов в жизни является игра. Уже в самом раннем возрасте малыш осваивает первые имитационные действия, постепенно приобщаясь к этому процессу, имеющему свою развивающую подоплёку. Таким образом, маленький человек постепенно осваивается в мире взрослых, овладевает необходимыми представлениями, знаниями и навыками. Наиболее важными являются развивающие или дидактические игры в детском саду. Такая образовательная деятельность способствуют формированию у детей памяти, воображения, любознательности, речи, наблюдательности. Всё это оказывает благотворное влияние на развитие мышления, помогает правильному вырабатыванию представлений об окружающей действительности. Именно поэтому дидактические игры в детском саду являются обязательным элементом программы формирования знаний и умений дошкольников, а также их сенсорного воспитания. Для достижения наилучшего результата и поддержания интереса воспитанников целесообразно использовать в детских садах разнообразные виды развлечений: предметные, словесные, настольно-печатные. Однако слишком большое количество всевозможных развивающих мероприятий может вызвать рассеивание внимания и плохое осваивание предлагаемого материала.
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Для каждой возрастной группы необходима надлежащая программа образовательного процесса. Во время формирования элементарных математических представлений в детском саду каждый малыш должен получить индивидуальное задание в соответствие со своими способностями и личными наклонностями. Введение новых обучающих элементов должно проходить постепенно. Необходимо заинтересовать детей не только самим процессом обучения, но и достижением результата. Вследствие этого важно, чтобы все маленькие участники процесса вовремя получали от педагога заслуженную похвалу или необходимую помощь. Воспитатель должен выступать не только организатором, но и активным участником акта развивающего мероприятия. Это поможет возбуждению интереса детей и поспособствует лучшему усваиванию материала.
Некоторые дидактические игры способны мотивировать дошкольников к трудовой деятельности. Например, интерес к труду может появиться при подготовке к какой-нибудь игре – при изготовлении необходимого для игры материала. Уже средние дошкольники способны помочь воспитателю или педагогу подобрать тот или иной природный, иллюстративный материал, вырезать карточки, фишки, коробочки. Кроме того, рекомендуется как можно чаще привлекать детей к изготовлению дидактического материала, так как это будет способствовать бережному отношению к нему в процессе игры. Данный подход является хорошим элементом трудового и нравственного воспитания, бережного отношения к продуктам труда.
Также стоит отметить, что материал, используемый в дидактических играх должен соответствовать гигиеническим и эстетическим нормам. Известно, что красочные и яркие дидактические игрушки гораздо лучше воспринимаются дошкольниками, способны привлечь их внимание, вызывают интерес к игровой деятельности.
Дидактические игры способствуют эмоциональному развитию дошкольников. При правильной организации они способны создавать положительный настрой, способствовать подъему настроения, улучшать самочувствие, однако при этом не стоит забывать, что игры требуют определенной самоотдачи и траты энергии. Особенно это касается игр с физической активностью. Во время такой игры двигательная активность детей благоприятствует развитию мозговой активности детей.
Особенно важная роль отводится играм с дидактическими игрушками, в ходе которых развивается и укрепляется мелкая моторика рук, которая, как известно, тесно связана с речевой активностью и мышлением. Развитие мелкой моторики необходимо для подготовки детей к письму, что является неотъемлемой частью подготовки к школьному обучению.
Существуют дидактические игры, способствующие развитию культурно-гигиенических навыков, социальных чувств, укреплению коллективных переживаний.
Игра является незаменимым средством для формирования положительных взаимоотношений между дошкольниками. Именно в игре дети могут проявлять свое отношение к сверстникам, учатся справедливости, помогать в беде и т. д. Нельзя не сказать и о том, что дидактические игры способствуют эстетическому воспитанию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Огромно значение дидактической игры для интеллектуального развития детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Например, разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Увлекательные дидактические игры способствуют созданию дружественной атмосферы у дошкольников, а также стимулируют интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Классификация дидактических игр позволяет проследить их сущностные особенности, использование которых обеспечивает соответствующий учебно-воспитательный эффект. В дошкольной педагогике дидактические игры различают по учебному содержанию, игровым действиям и правилам, организации и отношениям детей, роли воспитателя. Распространенной является классификация дидактических игр по характеру материала, согласно которой выделяют:
1. Игры с предметами.
Распространены они в народной педагогике, которая, учитывая потребность ребенка в познании предметов, создала сюжетные (куклы, предметы быта, овощи и т. п.) и бессюжетные (шары, цилиндры, пирамидки и др.) дидактические материалы.
Использование сюжетных дидактических игрушек имеет много общего с сюжетно-ролевыми играми. Бессюжетные игрушки используют для закрепления знаний о свойствах и качестве предметов (размер, количество, цвет, форму). В народных дидактических игрушках заложен принцип самоконтроля. Это означает, что матрешка, пирамидка, грибок не закроются, если их части подобраны неправильно. В процессе игровых действий (разъединение, соединение, снятие, нанизывание и др.)
По определенным правилам ребенок осваивает способ решения дидактической задачи. Во время игр с предметами и игрушками дети знакомятся с их свойствами и признаками, сравнивают, классифицируют их. Постепенно их игровая деятельность усложняется, они начинают выделять, объединять предметы по одному признаку, что способствует развитию логического мышления. Детей все больше привлекают задачи, требующие осознанного запоминания, обязывают к поиску недостающей игрушки. В этом процессе дошкольники обогащают знания о материале, из которого изготавливают игрушки, предметы. Игры с природным материалом организуют во время прогулок. Они способствуют закреплению знаний о природе, формированию и развитию мыслительных процессов.
2. Настольные игры.
Настольные игры предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. Чаще всего они ориентированы на решение таких игровых заданий: подбор картинок по сходству, карт-картинок во время очередного хода (домино, составление целого из частей (разрезные картинки, кубики). Благодаря таким действиям дети уточняют свои представления, систематизируют знания об окружающем мире, развивают мыслительные процессы и операции, пространственные ориентации, смекалку, внимание, формируют организаторские умения.
3. Словесные дидактические игры.
Они являются самыми сложными, поскольку заставляют оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми в то время они не действуют. В младшем дошкольном возрасте эти игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словарного запаса, формирование умения считать, ориентироваться в пространстве. Как правило, дошкольникам приходится описывать предметы, отгадывать их по описанию. Особенно важен этот тип игр, если ребенок еще плохо говорит.
Классификация игр по материалу отмечает их направленности на познавательную деятельность, но она лишь поверхностно раскрывает основы дидактической игры. Этой цели подчинена классификация дидактических игр, предложенная специалистами, по которой выделяют:
1) игры-путешествия
Они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Это может быть путешествие в намеченное место, преодоления пространства и времени;
2) игры-поручения
Игровое задание что-нибудь сделать: «Собери в корзину все игрушки такого-то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» и др. ;
3) игры-предположения.
Их игровое задание выраженное в названиях: «Что было бы?», «Что бы я сделал, если бы?» и др. Они побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения;
4) игры-загадки
Развивают способность к анализу.
5) игры-беседы
Основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность.
Дидактическая игра имеет определенную структуру :
1. Дидактическая задача.
2. Игровая деятельность.
3. Игровые действия.
4. Правила игры.
5. Результат (подведение итогов).
Дидактическая задача – определяется целью обучающего воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами отрабатываются навыки счета, знания геометрических фигур и т. д.
Игровая задача – осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Соблюдение правил игры положительно влияет на самоорганизацию детей на занятии.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Таким образом, в дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей : внимание, память, восприятие, мышление, связная речь.