Ксения Семенова
Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста
Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Публикация «Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста» размещена в разделах
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Использование дидактических игр для сенсорного развития детей.
Ведущей деятельностью для маленького ребенка является дидактическая игра, в процессе которой происходит развитие личности.
Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемых для обучения и воспитания детей. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
С помощью дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
1. Игры – занятия. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и прочее. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
2. Дидактические игры.
У детей младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому необходимо правила игр объединять с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, необходимо сообщать их постепенно.
С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включаться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, матрешки). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
Воспитателю необходимо подбирать такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
Обязательно до игры следует познакомить детей с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинке.
Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, педагог отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.
Интерес к игре у детей усиливается, если педагог предложит детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
Дидактическая игра – как средство воспитания звуковой культуры речи детей
Познавательный опыт детей раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение их знаний о свойствах, об окружающем мире. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.
В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитания правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.
В дидактических играх ребенок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению. А игра именно помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.