Нина Самарина
«Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №11 «Умка» г. Павлово
Консультация
для педагогов на тему:
«Дидактическая игра как форма обучения детей
младшего дошкольного возраста»
Составил:
Воспитатель Самарина
Нина Ивановна
2016 г.
Публикация «„Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
(2 слайд) Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением - малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, обучения со взрослыми и сверстниками. Игра путь детей к познаниям окружающего мира. Благодаря игре в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
По выражению С. Л. Рубинштейна «в игре как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни и дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: беседами, чтением и др.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного и эстетического воспитания.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса; удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Иры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный педагог и врач Е. А. Аркин назвал подвижные игры «психическим витамином».
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, людям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В играх происходит важнейший и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Не редко игра служит для сообщения новых знаний, для расширения их кругозора. Игры также имеют и другое значение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. От богатства замысла, степени увлеченности игрой зависит сила эмоций ребенка и, в большей мере, способность к умственному и волевому усилиям. Через игру ребенок может решать более трудную задачу. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В играх открывается широкий простор дел выдумки экспериментирования. В них требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра - важнейшее средство эстетического воспитания, так как в этой дея-тельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к за-мыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественно вкуса.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, закрепляются правила поведения.
(3 слайд) Дидактические игры - разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой (в том числе и народные) в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи. Однако для детей эта задача не выступает открыто, а реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила.
Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности обеспечивает выполнение задачи. Но дидактические игры нельзя рассматривать лишь как средство интеллектуального развития ребенка. Игровая форма активно применяется в трудовом, эстетическом и эмоционально нравственном воспитании.
(4 слайд)По характеру используемого материала дидактические игры под-разделяют на следующие группы:
Дидактические игры
(5 слайд) Игры упражнения
Эти игры направлены на тренировку малыша в произношении уже известных ему звуков и готовят к освоению новых. Для этого чаще всего используют звукоподражание.
Во время знакомства ребенка со звуком или звукосочетанием идет связывание их с определенным образом, знакомым ребенку («мяу - мяу» - кричит кошечка, «га - га - га» - гуси, «тик - так» - идут часы, «у - у - у» - гудит самолет).
Такие упражнения не утомляют ребенка, потому что он заинтересован самой игрой.
Игра «Кто дольше»
Цель игры: упражнять детей в правильном произношение гласных звуков.
Ход игры: воспитатель объясняет детям правила игры. Например, кто дольше протянет звук «а», «о» или другой гласный звук. Дети обычно любят играть в эту игру.
(6 слайд) Пальчиковые игры
Пальчиковые игры способствуют развитию речевой активности, мелкой моторики, а также помогают установить контакт с каждым ребенком.
Пальчиковая игра «Капустка»
Цель игра : развитие речевой активности и мелкой моторики рук.
Ход игры: Мы капусту рубим, рубим, (воспитатель вместе с детьми ударяют ребрами ладоней по крышке стола)
Мы морковку трем, трем. (воспитатель вместе с детьми сжимают руки в кулачки и трут ими друг о друга)
Мы капусту солим, солим. (воспитатель вместе с детьми делают движения, имитирующие посыпание солью)
А потом все жмем, жмем. (воспитатель вместе с детьми сжимают и разжи-мают кулачки)
(7 слайд) Игры имитационного характера
Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшить и ускорить запоминание стихотворного текста. При этом в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы.
Игра «Мишка косолапый»
Цель: упражнять детей имитировать действия согласно тексту, при этом проговаривать его.
Ход игры: Мишка косолапый по лесу идет (дети изображают медведя,
Шишки собирает и в карман кладет (дети приседают, имитируют поднятие шишки).
Вот упала шишка прямо мишке в лоб (дети дотрагиваются рукой до лба,
Мишка рассердился, и ногою топ (дети топают ногой).
(8 слайд) Предметные игры
Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3-х лет – предметная игра. Предметно - игровая деятельность оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, величине, форме, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, подбирать их по сходству и различию. Практические действия с игрушкой отражают наглядно-действенный характер мышления ребенка. Игрушки обогащают чувственный опыт малышей и учат их мыслить.
Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослыми, то есть развивать воображение и память. Малышам до 3-х лет необходимы игрушки:
• для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (пирамидки, змейки и т. д)
• для прокатывания;
• для сравнения предметов, раскладывания фигур, сильно различающихся по форме (шар, куб). С этой ролью прекрасно справляются народные игрушки (матрешки, яйца).
Игра «Собери пирамидку»
Цель игры: упражнять детей выполнять простые действия (снимать и называть кольца, обращать внимание на величину колец); формировать умение правильно ориентироваться на слова "большое колечко - маленькое колечко"; закреплять представления об отдельных цветах (красный, желтый, синий, зеленый)
Ход игры: посмотрите, ребята, у насесть кольца разного размера, большие и маленькие, и стержень. Давайте соберем из них красивую пирамидку. вика, подойди к столу и найди самое большое кольцо синего цвета от пирамидки. Какое по величине кольцо и цвету ты взяла? (ответ ребенка). правильно, это самое большое кольцо синего цвета, надень его на стержень. Молодец! Дети выполняют поочередно подобные задания, пока не останется последнее кольцо.
(9 слайд) Настольно-печатные игры
Дидактическая игра «Каждому домику своя крыша»
Цель игры: развивать умение детей группировать предметы по цвету. Закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник); развивать мелкую моторику рук, внимание.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры, спрашивает у детей, какого они цвета и какой формы. Предлагает построить домик определенного цвета.
Дидактическая игра «Разноцветный зонтик»
Цель игры: Упражнять в названии четырех цветов, закреплять знание геометрической фигуры круг, развивать мелкую моторику, координацию рук. Воспитывать внимание.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми рассматривают зонтик. Воспитатель читает стихотворение:
На картинку посмотри
И котё нку помоги:
Зонтик надо починить,
Чтобы ушки не мочить.
Затем воспитатель объясняет, как можно починить зонтик. «Заплатки» нужно правильно подобрать по цвету и форме — ведь зонтик разноцветный и дырки на нём круглой формы. Воспитатель предлагает рассмотреть первый сектор зонтика и рассказать, какого он цвета, какую форму имеет дырка, а значит, какой должна быть заплатка. Затем воспитатель предлагает самостоятельно выбрать остальные заплатки.
Дидактическая игра «Волшебный кубик»
Цель игры: закреплять знаний детей об овощах и фруктах.
Ход игры: воспитатель предлагает подкинуть кубик и правильно назвать картинку овоща или фрукта, который выпал на картинке.
(10 слайд) Спасибо за внимание.