Богомолова Вероника Витальевна
Диагностика внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика внимания
Методики применяются с учетом использования сборника «Нейролингвистическая диагностика» (Классические стимульные материалы, 8-е издание – М. : Генезис, 2021).
Диагностика Внимания.
1.«Таблицы Шульте» (пособие стр. 30 – 34)
Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. (Зрительное произвольное внимание – основное, побочное исследование – зрительное пространственное восприятие, узнавание чисел).
Материал: пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Секундомер.
Публикация «Диагностика внимания» размещена в разделах
Инструкция-. «В таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь это делать как можно быстрее и без ошибок».
Инструкция дается испытуемому при предъявлении первой таблицы. Секундомер включается одновременно с началом выполнения задания. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Время выполнения теста (6 9 лет) от 40 с до 1 мин, для взрослых 40 с.
С помощью данного теста можно вычислить также эффективность в работе (ЭР, степень врабатываемости (ВР, психическую устойчивость (ПУ) (предложены А. Ю. Козыревой).
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.
где Tj — время работы с первой таблицей; Т9 — время работы со второй таблицей; Т3 — с третьей таблицей; Т4 — с четвертой; Т5 — с пятой.
Результат меньше 1,0 — показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется времени на подготовку к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданной работы.
2. Методика «Предметы с недостающими или лишними элементами» применяется для маленьких детей.
Цель: зрительное предметное восприятие и воображение.
Инструкция:
(стр. 8)
«Чего здесь не хватает?»
«Что здесь лишнее?»
Возможно по химерам или картинкам с недостающими элементами.
Смотрим умение сконцентрировать внимание. Также определяем «лобных» больных по картинкам «Химеры» (пособие стр. 9)
Нарушения этого процесса могут быть связаны с дисфункцией лобных отделов мозга.
3. Тест на непроизвольное внимание
Инструкция: «Закрой глаза и скажи, что лежит на столе; что стоит в комнате».
Смотрим непроизвольное внимание.
4. Тест на связь слова с вниманием. Выполнение дифференцированных действий по речевой инструкции.
Инструкция:
«Возьми карандаш и положи его в карман».
«Встань и посмотри в окно».
«Возьми карандаш и нарисуй дерево» и т. д.
Смотрим, нарушена или нет регулирующая роль речи.
Нарушение регулирующей роли речи (слова) указывает на дисфункцию лобных или глубинных структур мозга.
Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4 5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и распределение внимания. У школьников 1 3 классов объем внимания в 2 3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание они могут сохранять на уроке не более 12 15 мин. Это необходимо учитывать при обследовании ребенка и делать частые перерывы в обследовании, в которые дать ребенку подвигаться, побегать, попрыгать.
Нарушение внимания влечет за собой несформированность познавательных процессов, интеллекта и поведения.
Внимание ребенка оценивается и в ходе беседы, и в ходе всего дальнейшего обследования.