Папки-передвижки

Диагностика сформированости синтаксических обобщений у обучающихся с нарушением интеллекта

Елизавета Шабдарова
Диагностика сформированости синтаксических обобщений у обучающихся с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

Умение правильно строить свою речь, правильно и грамотно строить предложения является залогом общения и дает возможность понятно донести свою мысль до окружающих. Несформированность такой стороны речи как грамматический строй речи, а в частности такая её часть как синтаксис приводит к проблемам связанным с обучением языку, так как нарушается процесс порождения и воспроизведения речевого высказывания, его формально-лингвистической и содержательной структуры.

Публикация «Диагностика сформированости синтаксических обобщений у обучающихся с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Формирование грамматического строя происходить только при определенном уровне когнитивного развития и при участии такого фактора развития грамматического строя языка как анализ речи окружающих, выделение общих правил грамматики, затем обобщение правил и использование их в собственной речи.

В современном мире перед педагогом стоит большая задача заключающаяся в выявлении отклонений от нормального развития грамматического строя речи и понимание закономерностей становления речи в норме и патологии. Это связано с возрастной закономерностью нервной деятельности ребенка и сложностью грамматической системы русского языка. В связи с чем грамматический строй формируется постепенно. Поэтому при обнаружении речевых отклонений у детей, необходимо начинать логопедическую работу как можно раньше.

Недоразвитие у детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированность языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов приводит к нарушению грамматического строя речи.

В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. В связи с этим, одним из актуальных вопросов логопедии является проблема нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями.

Нарушения интеллекта являются, результатом органического поражения головного мозга и представляют собой специфическое состояние, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничивается определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.

Дети с нарушениями интеллекта характеризуются нарушением правильного формирование познавательных, психических процессов, ухудшением восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи. Таким детям трудно социально адаптироваться и проявлять интерес к какой-либо деятельности. У многих из них нарушается физическое развитие, появляются проблемы с артикуляцией, двигательной моторикой.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями характерны трудности при запоминании и усвоении учебного материала. И даже однообразные, многократные повторения не улучшают продуктивность запоминания.

Мышления умственно отсталого ребенка характеризуется слабой способность к обобщению, трудностью в понимании смысла любого явления, для таких детей характерно наглядно-действенное мышление, что приводит к не понимают простых текстов, которые содержат причинные, временные зависимости, опусканию главных частей при пересказе текста, изменение смысловой последовательности событий, трудности в установлении причинно-следственных связей.

У детей с интеллектуальными нарушениями имеется существенное преобладание пассивного словаря над активным, Словарный запас таких детей беден и ограничивается обиходно-бытовой тематикой, преобладают существительные с конкретным значением. Такие дети понимают значительно большее количество слов, чем сами употребляют в своей речи. Некоторые грамматические категории, например такие которые обозначают абстрактные понятия, не употребляются в речи этими детьми. Так же вызывает затруднение подбор обобщающих слов и понятий например таких как мебель, посуда, обувь, одежда. Такие грамматические категории как причастия, сложные предлоги, наречия, деепричастия, подчинительные союзы не употребляются в речи вовсе или употребляются очень редко и в большинстве случаев с ошибками. Что приводит к большим трудностям при выполнении заданий по распространению простых предложений.

Активный словарь характеризуется отсутствием многих глаголов, обозначающих способы передвижения животных (скачет, ползает, летает). Глаголы с приставками заменяют бесприставочными глаголами (пришел, перешел — шел). При описании предмета используется лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет (красный, синий, зеленый, величину (большой, маленький, вкус (сладкий, горький, вкусный). Противопоставления же по признакам «длинный-короткий», «толстый-тонкий» и т. д. используются очень редко, что является следствием трудности дифференциации, различения, как самих предметов, так и их обозначений. Отмечается замедление темпа формирования и качественное своеобразие структуры значения слова, длительное время преобладает «предметная соотнесенность» слова, когда оно является лишь обозначением конкретного предмета.

Анализ предложений, используемых детьми с нарушениями интеллекта, свидетельствует, что чаще всего они употребляют в самостоятельной речи простые малораспространенные предложения (Кукла хочет спать) или двусложные фразы (Дай пить, Возьму стул). При этом в большинстве случаев отмечалось отсутствие согласования между словами, либо нарушение грамматической формы слов (Мама ехает).

При составлении рассказов о наблюдаемом предмете или по картине, или по серии картинок дети испытывают трудности и им требуется помощь педагога. Как правило, они могут определить последовательность картинок только с помощью взрослого и вслед за ним повторять фразы. Школьники с нарушением интеллекта могут пересказать текст либо, повторяя за педагогом, сказанные им фразы, только отвечая на вопросы взрослого, нуждаясь при этом в помощи при построении фраз.

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод о несформированности понятий о предложении, умении выделять предложения в тексте с использованием знаков препинания, о неумении расставлять слова в правильной синтаксической конструкции, о неумении распространять предложения, отвечать на вопросы по предложению, задавать вопросы к членам предложения.

Во всем этом можно убедиться и проведя диагностику обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием методики М. П. Воюшиной, Лалаевой Р. В., которая основывается на психолингвистическом подходе и использует модифицированные методы описанные в работах Т. В. Ахутиной, А. Р. Лурия, Н. В. Серебряковой, Е. Ф. Соботович и др. и включает в себя следующие задания:

1. Определи границы предложений.

Цель: Выяснить, умеют ли дети определять границы предложений в тексте.

Шёл урок дети писали диктант они писали слова и предложения

Дети пускали змея он упал на крышу там спал кот кот испугался и убежал

Выявленные результаты свидетельствует о несформированности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умения выделять предложения в тексте с использование знаков препинания.

Проанализировав полученные результаты, можно констатировать, что у всех детей плохо сформировано понимание о предложении.

2. Составь предложения из данных слов.

Цель: Выяснить, умеют ли дети составлять предложения из предложенных слов.

кормит, Нина, куклу, супом, вкусным

у, клюве, в, дятла, шишка, была

Выявленный результат свидетельствует о несформированности обучающихся составлять предложения из данных слов, расставляя их в правильной синтаксической конструкции.

3. Дополни предложения.

Цель: Выяснить, умеют ли дети распространять предложения.

Уходит лето…

Появились листики…

Птицы готовятся…

Выявленный результат продемонстрировал достаточно хороший уровень сформированности умения распространять предложения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

4. Прочитай текст.

Цель: Выяснить, умеют ли дети отвечать на вопросы, поставленные к предложению.

В доме жил ёжик. Он был ручной. Ёжик гулял в саду. Он бегал по дорожке и ловил жуков.

Ответь на вопросы.

Где жил ёжик?.

Каким он был?.

Где гулял ёжик?.

Что ёжик делал в саду?.

Выявленный результат свидетельствует о сформированности обучающихся умения отвечать на вопросы, поставленные к предложению. Проанализировав полученный результат, можно констатировать, что у обучающихся сформировано умение отвечать на вопросы к предложению.

5. Запиши вопрос в скобках к членам предложения

Цель: Выяснить степень сформированности умения задавать вопросы к членам предложения.

….) В пруду раскрылись белые лилии.

Дикая утка вывела из осоки ….) утят.

Над водой летают ….) белые и синие стрекозы.

Каждое задание оценивалось по бальной системе:

0 ошибок – 3 балла (высокий уровень сформированности)

1-2 ошибки – 2 балла, (средний уровень сформированности)

3-4 ошибки – 1 балл (низкий уровень сформированности)

Невыполненное задание – 0 баллов (умения не сформированы)

Выявленный результат свидетельствует о несформированности у обучающихся умения задавать вопросы к членам предложения, к таким как дополнение, обстоятельство, определение.

Проведенная диагностика даёт нам представление о том, что у обучающихся с интеллектуальными нарушениями не в достаточной мере сформирован синтаксический строй речи. Результаты исследования показали, что дети умеют работать с текстом, но они не видят границы предложений, не умеют задавать вопросы к предложениям, так же не сформировано умение составлять предложения из предложенных слов в нужной грамматической конструкции.

Публикации по теме:

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на красоту деревьев зимой. Какие стоят деревья? Чем покрыты деревья? (снегом). Красивы.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека «Наблюдения в природе весной (март) с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. За солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и всё кругом.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

Мастер-класс «Над нами реет флаг России». Занятие по аппликации с детьми с нарушением интеллектаМастер-класс «Над нами реет флаг России». Занятие по аппликации с детьми с нарушением интеллекта Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я каждый раз тщательно продумываю каждое занятие. Возможности этих детей не столь.

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обученияНОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения Цель: совершенствование у детей опыта применения знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: Закреплять умение.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика сформированости синтаксических обобщений у обучающихся с нарушением интеллекта
Опубликовано: 18 мая 2021 в 10:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика сформированости синтаксических обобщений у обучающихся с нарушением интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Шабдарова (УИ 649095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД