Надежда Иоселева
Диагностика освоения Аоп до для обучающихся с нарушениями зрения подготовительной к школе группы. Второй раздел
II раздел. Исследование восприятия пространства и пространственной ориентировки
Цель:
• выявить уровень умения детей выделять, соотносить, определять различные пространственные признаки и отношения;
• пользоваться информацией об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы;
• развивать словарь на основе предметной соотнесенности слова.
Коррекционная цель:
Публикация «Диагностика освоения Аоп до для обучающихся с нарушениями зрения подготовительной к школе группы, Второй раздел» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
• определить уровень зрительно-пространственной адаптации т. е. необходимого объёма пространственных представлений, умений, навыков, при наличии которых они смогут ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей средой;
• возможности практического микро и макроориентирования;
Воспитательная задача: воспитывать самостоятельность, познавательный интерес к окружающему миру, активность.
Перечень параметров исследования:
1. Умение ребёнка ориентироваться на собственном теле.
2. Умение соотносить пространственные направления себя и стоящего напротив ребёнка.
3. Умение дифференцировать направления пространства.
4. Умение определять местоположение предметов.
5. Умение обозначать расположение предметов относительно друг друга.
6. Умение определять стороны предметов.
7. Умение передвигаться в названном направлении.
8. Умение составлять схемы пространства на столе.
9. Умение составлять схемы пространства в шкафу.
10. Умение составлять схемы пространства в кукольном уголке.
11. Умение располагать (находить) предметы в пространстве.
12. Составление схемы пути.
13. Умение передвигаться по схеме пути.
14. Использование в речи терминов направления, пространственных предлогов.
Диагностические задания для определения сформированности знаний, умений и навыков у ребёнка по разделу "Развитие ориентировки в пространстве»
Параметр исследования №1. Умение ребёнка ориентироваться на собственном теле.
Выполнение словесных инструкций педагога.
Ход исследования.
-Покажи левую (правую) руку (ногу, глаз, ухо.) Подними вверх (опусти вниз) правую руку (ногу). Дотронься правой (левой) рукой до кончика носа. Закрой правый (левый) глаз.
Параметр исследования №2. Умение соотносить пространственные направления себя и стоящего напротив ребёнка.
Дидактическая упражнение «Не ошибись!».
Ход исследования.
Выполнение словесных инструкций педагога.
- Покажи левую (правую) руку (ногу, глаз, ухо, а где у твоего товарища?
Параметр исследования №3. Умение дифференцировать направления пространства.
Дидактическая упражнение «Скажи, где звенит колокольчик?».
Развивающая среда: интерьер группы, колокольчик.
Ход исследования.
Ребёнок слышит звук и называет направление пространства.
Параметр исследования №4. Умение определять местоположение предметов.
Дидактическая упражнение «Расскажи, где что стоит».
Развивающая среда: интерьер группы.
Ход исследования.
Ребёнок называет предмет, а затем его местонахождение.
Параметр исследования №5. Умение обозначать расположение предметов относительно друг друга.
Дидактическая упражнение «Расскажи, где что стоит».
Развивающая среда: интерьер группы.
Ход исследования. Ребёнок называет предмет, а затем местонахождение предметов вокруг него (с указанием направления пространства).
Параметр исследования №6. Умение определять стороны предметов.
Дидактическая упражнение «Волшебная шкатулка».
Материал: шкатулка.
Ход исследования.
Ребёнок называет предмет, а затем его стороны (с указанием направления пространства).
Параметр исследования №7. Умение передвигаться в названном направлении
Дидактическая упражнение «Найди, где звенит колокольчик?».
Развивающая среда: интерьер группы, колокольчик.
Ход исследования. Ребёнок идёт на звук и называет направление пространства.
Параметр исследования №8. Умение составлять схемы пространства на столе.
Дидактическая упражнение «Нарисуй, где что стоит».
Материал: объёмные геометрические формы, карандаш, лист бумаги.
Ход исследования.
Ребёнок называет предмет, а затем зарисовывает его местонахождение на листе бумаги (с указанием направления пространства).
Параметр исследования №9. Умение составлять схемы пространства в шкафу.
Дидактическая упражнение «Нарисуй, где что стоит».
Развивающая среда: полка в шкафу с игрушками, карандаш, лист бумаги.
Ход исследования.
Ребёнок называет предмет, а затем рисует его местонахождение (с указанием направления пространства).
Параметр исследования №10. Умение составлять схемы пространства в кукольном уголке.
Дидактическая упражнение «Нарисуй, где что стоит».
Развивающая среда: кукольный уголок, карандаш, лист бумаги.
Ход исследования.
Ребёнок называет предмет, а затем его местонахождение зарисовывает на листе бумаги (с указанием направления пространства).
Параметр исследования №11. Умение располагать (находить) предметы в пространстве.
Дидактическая упражнение «Найди загаданный листок».
Развивающая среда: интерьер группы.
Ход исследования.
Педагог называет предмет, а затем местонахождение предметов вокруг него (с указанием направления пространства). Ребёнок находит предмет в пространстве.
Параметр исследования №12. Составление схемы пути.
Дидактическая упражнение «Составь схему пути».
Материал: схема движения автомобиля, лист бумаги, карандаш.
Ход исследования.
Ребёнок рассматривает готовую схему движения автомобиля, а затем придумывает, зарисовывает новый маршрут автомобиля (с указанием направления пространства).
Параметр исследования №13. Умение передвигаться по схеме пути.
Дидактическое упражнение «Помоги ёжику».
Материал: схема движения ёжика.
Ход исследования.
Педагог просит помочь ёжику найти грибок. Как пройти до него? Ребенок рассказывает, в каком направлении надо двигаться ёжику.
Параметр исследования №14. Использование в речи терминов направления, пространственных предлогов.
Дидактическое упражнение «Игра с Незнайкой».
Материал: игрушка Незнайка.
Ход исследования.
Педагог играет в прятки с Незнайкой. Ребенок рассказывает, где находится игрушка (впереди, сзади, справа, выше, ниже, надо мной, из-за и т. д.).
(Продолжение следует)