Татьяна Кубло
«Перо Жар-птицы». Конспект занятия по аппликации с элементами рисования и письма в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
познакомить с приёмом штриховки и тушёвки цветными карандашами;
учить детей сочетать в одном художественном образе аппликативные, графические и каллиграфические элементы;
вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительных средств;
учить детей в рисунке передавать характерные черты сказочной птицы.
Развивающие задачи:
продолжать освоение художественного приема «наложение» при создании накладной многоцветной аппликации;
формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми;
вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие;
способствовать развитию эстетические чувства;
продолжать освоение художественного приема «наложение» при создании накладной многоцветной аппликации;
развивать согласованность в работе глаза и руки;
продолжать готовить руку к письму.
Воспитательные задачи:
воспитывать художественный вкус;
воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу;
развивать творчество, воображение;
воспитывать любовь к художественному слову.
Материалы и оборудование:
цветная бумага, фольга – самоклейка;
бумажные прямоугольники разного размера и цвета для накладной аппликации,
листы бумаги формата а 4 для фона;
ножницы,
клей,
кисточки для клея, для акварели,
акварель,
стакан-непроливайка.
восковые мелки,
салфетки,
цветные карандаши,
фломастеры,
листы бумаги формата А4 для фона;
перья павлина;
текст стихотворения В. Набокова «Перо»;
текст отрывка сказки «Царевна Марьяна и Жар – птица»;
поэтапное изображение перо Жар-птицы на доске, плакатах
русская народная сказка «Жар-птица»
Предварительная работа:
- рассматривание:
• перьев павлина (натура);
• иллюстраций павлина, из сосновой дранки «Птиц счастья»,
• иллюстраций к сказке «Жар – птица», сказочных птиц,
• иллюстраций к книге С. Я. Маршака «Старик – годовик» Васнецова В. М.
- беседа о сказочных птицах.
- чтение русских народных сказок;
- просмотр мультфильма «Конёк - Горбунок» Ершова П. П.
- наблюдение за восходом и закатом солнца.
- дидактические упражнения на цветовой модели «радуга».
Непосредственная образовательная деятельность.
(Дети стоят полукругом)
Воспитатель читает детям стихотворение В. Набокова «Перо»:
Зелёненьким юрким внучатам
Наказывал Леший в бору:
По чёрным ветвям, по зубчатым,
Жар – птица порхнёт ввечеру;
Поймаете её, лешенёчки,
И клетку из лунных лучей
Возьмите у ключницы ночки,
Да так, чтоб не видел Кощей.
Далече от чащи брусничной
Умчите добычу свою,
Найдите вы домик кирпичный
В заморском туманном краю.
Оставьте её на пороге:
Там кроткий изгнанник живёт,-
Любил он лесные дороги
И вольный зелёный народ».
Так дедушка – леший на ели
Шушукал, и вот ввечеру,
Как струны, стволы зазвенели,
И что – то мелькнуло в бору.
Маячило, билось, блестело.
Заохал, нахохлился дед…
«Родимые, знать улетела
Жар – птица из пёстрых тенёт».
Но утром, как пламя живое,
На пыльном пороге моём
Лежало перо огневое
С цветным удлинённым глазком.
- Дети, посмотрите на это перо. Как вы думаете, чьё оно? (павлина, самца экзотической птицы павлина)
- Правильно, ребята! Какую сказочную птицу вам напоминает павлин?
(Жар – птицу)
– А вы знаете, почему её в народе называют “Жар-птица”?
(потому что она яркая, как огонь, а огонь горячий, жаркий)
Рассказ о Жар-птице
Образ Жар-птицы был одним из любимых в народе. Сделает крестьянин из щепы или сосновой дранки птицу, подвесит её на ниточке к потолку и любуется ею. Глядя на неё, крестьянин верил, что лишь прилетит такая птица в его края, расправит крылья, распушит свой хвост, и на весь вольный свет растают снега, зазеленеют травы, покроются листвой деревья. Ведь птицы издавна в народе считались предвестниками весны и тепла. Своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы. И люди искренне верили, что птицы приносят радость и счастье.
- А какую сказку мы с вами недавно читали про жар- птицу?
- О ком в сказке рассказывалось? (про царевну Марьяну)
- А как в сказке появилась Жар – птица? (молния в синичку угодила)
Вот послушайте внимательно, как в сказке о превращении говорится.
Воспитатель читает отрывок из сказки «Царевна Марьяна и Жар – птица».
Взвилась птичка в небо, а туча еще выше, да как раскатилась громом и ударила в птичку молнией — бах! Перевернулась птичка, посыпались с нее кенареечные перья, и вдруг выросли у птицы шесть золотых крыльев и павлиний хвост. Пошел от птицы яркий свет по всему лесу. Зашумели деревья, проснулись птицы. Ночные русалки с берега в воду попрыгали.
И закричали звери на разные голоса:
— Жар-птица, Жар-птица!
- Все дети любят сказки и цветные сны. Чтобы всем жилось радостно, давайте, дети сделаем перья Жар – птицы.
- У вас на столах лежит все необходимое для этого.
- Дети, как можно описать словами перо павлина? (сказочное, переливчатое).
- Перо одного цвета? (нет).
- А как сказать, если оно не одного цвета? (у него много цветов, многоцветное).
- Да, правильно, «глаз» у пера многоцветный. Подумайте, как его можно изобразить? (наклеить овалы друг на друга, нарисовать несколько овалов).
- Какие оттенки и цвета вы будете использовать для пера Жар – птицы? (яркие, горячие, огненные, как огонь).
- Да, подбирайте красивые так цветосочетания, чтобы цвета не терялись. Например, светло –красный на тёмно – красном «потеряется», так же, как и синий на фиолетовом. Зато на жёлтом ли оранжевом заиграет. Можно взять в центр яркую самоклейку или яркую бирюзу. Этот акцент придаст перу сказочность, мерцание.
(Воспитатель поясняет отдельные художественные приемы изображения)
- Если вы «глаз» пера делать из овалов, то помните, что овалы должны быть разные по величине, что наклеивать их надо смещая к нижней части «глаза» (нарисовать тонкими волнистыми линиями).
- Можно нарисовать контур павлиньего глаза восковым карандашом. Например, жёлтый овал большой, оранжевый внутри. Мы также смещаем к нижней части. В свою очередь, ещё один – поменьше красного цвета. А потом «залить» (как говорят художники) красками. Восковая линия защитит границы одного овала от другого, один слой краски от другой. Не даст им смешиваться, перетекать.
- А если краски перетекут, то цвет будет вливаться в цвет – это тоже красиво. Если вы решите рисовать цветными карандашами, то можно раскрашивать способом тушёвки или штриховки. Тушёвка – это быстрое безотрывное движение карандаша «туда – сюда». А штриховка – это тоже быстрое многократное движение карандаша, но с отрывом от бумаги.
- Палочка пера называется стержень. Он на одном конце голый, а на другом конце с красивым многоцветным «глазом» и с волосками и пухом по всей длине. Внизу стержня они короткие, а чем выше – длиннее. Они здесь прямые, могут быть волнистыми, дугой, закрученными, завитыми. А ещё можно нарисовать ворсинки цветными карандашами способом штриховки с одной стороны стержня, а затем с другой.
Физкультурная минутка:
Я медведя не боюсь, Указательным пальцем отрицательные движения.
От лисы я схоронюсь. Закрывают лицо ладошками.
Улечу и от орла, Машут руками, малые взмахи.
Не догонит в два крыла. Машут большими взмахами
А боюсь я только слез. Собирают слёзки в ладошку пальчиками.
Ночью — дождика и рос, Накрываются ладошками, как зонтиком.
И от них умчуся я Плавные взмахи руками, голова поднята ввысь.
За леса и за моря.
Свету-Солнцу я сестрица,
И зовут меня Жар-птица.
- Дети, подумайте, какие материалы вам понадобятся. (показывает на разные столы – студии) Посмотрите, в этой студии художники могут работать красками, восковыми мелками. Во второй студии – с карандашами и фломастерами. В третьей студии – с бумагой. На дополнительном подсобном столе вы можете взять дополнительный материал.
(Дети выбирают материалы, берут бумагу для фона и создают образ сказочного пера по замыслу).
(Индивидуальная работа с Никитой с целью закрепить ведение плавных неотрывных линий; помочь Саше подобрать оттенки; упражнять в штриховке и тушёвке по необходимости).
- Ребята, давайте посмотрим, какие красивые перья у вас получились и сделаем выставку из ваших работ.
(Помещаем работы на выставочный стенд).
Посмотрите, как будто здесь пролетела Жар – птица. Значит, она прилетит вновь и будет нам дарить песни, рассказывать сказки и во сне показывать раскрашенные картинки. И тогда дети в нашем детском саду, как и царевна Марьяна, больше не будут плакать, потому что каждый сон час будет прилетать к ним Жар-птица, садиться на кровать и рассказывать сказки